Соне 15 лет, она учится в 9-м классе. Вспоминает, как отец уходил на СВО:
- Он сказал, что хочет служить и пошёл в военкомат. До этого работал в аэропорту, на складе. У одноклассников тоже почти все отцы на СВО пошли, из 27 человек больше половины.
- Об СВО говорите между собой?
- Стараемся не говорить.
— Почему?
— Не знаю. У некоторых же погибли отцы.
— Твой папа приезжал в отпуск?
— Иногда приезжал. Помню, как-то ходили в ресторан. Старались находиться вместе каждый день. Рассказал, что у него там случилось, что он делал. Я уже не помню, но что-то хорошее рассказывал. А о плохом не говорил. Меня спрашивал, что по учебе, чем занимаюсь. Я много рисую, в основном людей, аниме. Я ему сделала из ниток ангела, и он с собой его носит, на удачу. Еще браслеты из бусин сплела. А потом он уезжал. Мама постоянно плакала, скучала по нему.
- Кем ты хочешь стать, художником?
- Нет, я хочу быть судмедэкспертом. Мне нравится такая работа. До этого хотела работать патологоанатомом.
***
У Сони есть маленькая сестренка Василиса, ей всего три годика. Она уже знает, что папа служит на СВО, правда, вряд ли понимает, что это такое. Вот что рассказывает их отец Дмитрий, который приехал с детьми в редакцию:
- У меня есть друг, Егорка. На СВО был ранен, потерял ногу, у него протез. Как-то дома у нас с ним сидели, Василиса рядом игралась, мы пили кофе в комнате. Он спросил, можно ли отстегнуть ногу. Снял протез. Василиса увидела. «Ой, Егорка сломался».
- Какой талисман брали на СВО из дома? – интересуюсь у Дмитрия.
- У меня самая ценное было - пуповина. Дождались рождения Василисы. Хранил вместе с иконкой. Когда приехал в отпуск, ей уже полгодика было. Она узнала. Сейчас не отпускает, от папы не отходит. Все время: «папа, папа, папа». По телефону голос узнаёт. С маленьких лет. Видимо, это ещё как-то заложено — слышать мамин и папин голос.
***
Мама Василисы Инга говорит, что дочка всё понимает:
- Я ей маленькой объясняла, что у нас сейчас очень сложная ситуация. Папа нас защищает, защищает всех других, папа на службе. Помню 9 мая, когда был парад на Красной площади, она сделала первые шаги. Прямо под марш пошла. Это было для меня очень удивительно.
Она даже в игры сама играла, как мальчишки в войнушку. Когда папа был там. Видимо, у них связь была какая-то астральная. Когда по телевизору показывает военных, говорит: «Папа, папа, мой папа». Радуется, бегает.
Сейчас Дмитрий уже не служит, комиссован после нескольких контузий. Как рассказывает Инга, повреждены сосуды, бывают сильнейшие боли.
- С этим мы боремся, - говорит Инга. - Постоянно вспоминаем события из жизни, какие-то моменты. Контузию Дмитрий получил, когда, когда взрыв рядом произошёл. Его товарищ шёл впереди и наступил на мину. Взрыв был сильный. Сослуживец не спасся. Дмитрий потом долго проходил военно-врачебную комиссию. Посттравматический синдром. Восстанавливаться помогают дети. Василиса спасает: «папа, папа». Он переключается. Прошли через многое, особенно в начале. Сейчас уже более-менее.
— Как поддерживаете?
— Стараюсь. И уютом дома, и помощью, когда надо.
— Может, нужны курсы психологической реабилитации?
— Курсы ветеранам СВО предлагают. Но немногие на это идут. Некоторые говорят, что сами справятся. Мол, наоборот, чувствуют себя униженными. Я вижу, что Диме помогает общение в Ассоциации ветеранов СВО. Он в этом видит свое призвание, востребованность.
Ветераны там общаются. Им это помогает. В том числе решать проблемы. Другие, напротив, стараются уйти от воспоминаний. Посттравматический синдром у всех по-разному проявляется. Кого-то нужно оставить в покое на какое-то время, кого-то, наоборот, нужно подёргать. Кому-то нужно общение, движение. У кого-то семья.
- В каких областях ветераны в мирной жизни могут себя проявить?
— У нас, например, нет курсов начальной военной подготовки для школьников 10–11-х классов. Они кроме гаджетов, ничего не умеют держать в руках. А в 18 идут в армию. Можно привлечь ветеранов СВО к таким курсам. Учить, например, ориентированию на местности, выживанию в дикой природе, приемам самозащиты.
Они даже не знают, как по компасу ходить. Была бы обоюдная польза. И ребятам, и ветеранам – забота. Общение с детьми поможет восстановиться. Обучать в игровой форме. Вспомните, как раньше в «Зарницу» играли.