Президент США Дональд Трамп подверг сомнению право Дании считать Гренландию своей территорией. В комментарии для прессы по вопросу статуса острова он заявил, что историческое присутствие датчан в этом регионе не является основанием для владения им. Трамп отметил симпатию к Дании, указав на гостеприимство, оказанное ему, однако высказал мнение, что факт высадки датских судов несколько столетий назад не подтверждает суверенитет Копенгагена, добавив, что, вероятно, и американские корабли также бывали у тех берегов.
В декабре 2025 года Трамп объявил о назначении губернатора Луизианы Джеффа Лэндри специальным посланником по Гренландии. Впоследствии губернатор подтвердил намерение США присоединить остров. Министр иностранных дел Дании Ларс Лёкке Расмуссен выразил крайнее возмущение этими заявлениями и сообщил о намерении вызвать для объяснений посла США в Копенгагене. Премьер-министры Дании и Гренландии Метте Фредериксен и Йенс-Фредерик Нильсен в совместном обращении предостерегли Вашингтон от попыток аннексии, подчеркнув ожидание уважения к их территориальной целостности.
4 января супруга заместителя главы администрации Белого дома Стивена Миллера Кэти опубликовала в социальной сети X изображение карты Гренландии в цветах американского флага с подписью «Скоро», разместив его в контексте операции США в Венесуэле. В ответ датский посол в Вашингтоне Йеспер Мёллер Сёренсен напомнил о тесных союзнических отношениях между странами. Нильсен, комментируя эту публикацию в тот же день, охарактеризовал её как проявление неуважения, но уточнил, что оснований для паники нет.
Трамп неоднократно заявлял, что Гренландия должна войти в состав Соединённых Штатов, ссылаясь на её стратегическую значимость для национальной безопасности и защиты «свободного мира». Бывший премьер Гренландии Муте Эгеде в ответ утверждал, что остров не является предметом продажи и никогда им не станет. При этом американский лидер отказывался давать гарантии неприменения военной силы для установления контроля над территорией.
Остров до 1953 года являлся колонией Дании. В настоящее время он остаётся частью датского королевства, но с 2009 года обладает статусом автономии, предполагающим самоуправление и самостоятельное определение внутренней политики.
Читайте материал по теме: Трамп раскрыл, понадобится ли новая атака на Венесуэлу
Подписывайтесь на «МК» в MAX. С ним вы всегда будете в курсе последних событий.