Ученые нашли способ обновления сердца после стресса: остановить «зомби-клетки»

Генетическая модификация тормозит процесс их старения

Сердечной недостаточности можно избежать, если периодически избавляться от последствий стресса — стареющих клеток «пламенного мотора». К такому выводу пришли кардиологи из Британского фонда сердца. Проведя эксперимент на мышах, они получили грызунов, избавившихся от возрастных повреждений.

Генетическая модификация тормозит процесс их старения

Медики обратили внимание на стареющие клетки сердца, которые также называют «зомби-клетками». Лет 15 назад было установлено, что их увеличение напрямую связано с испытанными стрессовыми ситуациями. Также была замечена их особенность ослаблять здоровые клетки, ускоряя их увядание. Что если после сильного переживания провести «уборку» в главном органе, избавившись от вредных состарившихся «агентов»? Эксперимент с лабораторными мышами показал, что животные, из сердечных мышц которых были удалены «зомби»-кардиомиоциты (специалисты применили для этого метод геномного редактирования), быстрее выздоравливали и менее были подвержены возрастным изменениям, чем мыши из контрольной группы.

- Новый механизм старения клеток, действительно, был открыт не так давно, - комментирует кардиолог, кандидат медицинских наук, член Европейского общества кардиологов Ярослав Ашихмин. - Оказалось, что определенные клетки в нашем теле могут стимулировать старение других, здоровых клеток. Для сердца это также оказалось актуально. У многих пациентов сердечная недостаточность, то есть нарушение функций сердца, развивается не из-за нарушения сосудов, а из-за повышения жесткости сердца (этот процесс подстегивается гипертонией). Для таких пациентов предлагаемый метод лечения может быть перспективен.

Но тут нужно понимать, что доступен он будет только через несколько лет, даже в экспериментальных центрах.

- Что происходит с клетками, когда их «заражают» старостью?

- У них уменьшается длина теломер (это части нашего генетического материала, длина которых определяет срок жизни клетки). Причем, раньше все думали, что этот процесс не может происходить в сердце, клетки которого считались неспособными к делению. Теперь стало понятно, что клетки сердца способны к делению, а стало быть и к регенерации. То есть, в нашем главном органе, как и в других, имеется определенный процент стволовых клеток-предшественников клеток сердца, которые постепенно способствуют рождению новых клеток. Правда, скорость этого обновления очень мала, а к старости становится еще меньше. Зарубежные ученые предложили устранить негативные элементы, замедлить работу этих клеток.

- Каким образом?

- Речь идет о генетической модификации. Это может быть замедление влияния «зомби-клеток» на здоровые или, наоборот, активизация клеток, ответственных за обновление. Но надо понимать, что такое обновление может быть сопряжено с ростом риска онкологических заболеваний. С одной стороны мы можем затормозить процесс старения, другой - стимулировать развитие рака. Поэтому говорить однозначно, что предложенный метод уже можно применять для улучшения работы сердца, нельзя.

Справка «МК»

Сердце — один из самых медленно восстанавливающихся органов человека. В среднем в год в нем обновляется только 1% клеток, а с возрастом уменьшается и эта цифра.

Для сравнения полностью за указанный период обновляются:

Красные клетки крови (эритроциты) - каждые 4 дня.

Белые клетки крови (лимфоциты) — каждый год.

Клетки эпидермиса — каждые 10-30 дней.

Клетки поверхности роговой оболочки глаза — 7-10 дней.

Клетки эпителия толстой кишки — 4 дня.

Клетки эпителия тонкой кишки — 2-4 дня.

Жировые клетки — каждые 8 лет.

Клетки печени — 300-500 дней.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27905 от 15 февраля 2019

Заголовок в газете: Сердце, тебе ведь хочется уборки?