Кому женщины обязаны правом носить брюки: всемирный дамский бунт

«Шаровары, доходящие до колен, прямо бесстыдны!»

08.03.2018 в 09:03, просмотров: 8960

По случаю 8 марта давайте поговорим о моде. Среди ее зигзагов, случившихся за последние пару веков, едва ли не самым крутым новшеством стало освоение женщинами такого сугубо мужского элемента одежды, как брюки. Оказывается, виновницами брючной революции стали дамы, увлекающиеся ездой на велосипедах.

Кому женщины обязаны правом носить брюки: всемирный дамский бунт
фото: pastvu

Велосипедное поветрие захлестнуло Европу и Америку в последние два десятилетия XIX века. Изобретение бицикля – двухколесного экипажа, приводимого в движение самим седоком через педали и цепной привод, вызвало настоящую эпидемию интереса к циклизму или, как еще тогда говорили, – к педалированию.

В первые годы своего существования велосипед считался сугубо мужской «игрушкой». Действительно, как дамочке, наряженной в длинную юбку, прикажете садиться на велосипед да еще и крутить педали? Ведь все двухколесные машины поначалу выпускались только в мужском варианте, с высоко расположенной горизонтальной трубой рамы. Разве может приличная барышня на глазах у всех «перемахивать» ногой через эту трубу? Подобные пируэты позволительны лишь танцовщицам на сцене варьете!!

Пытаясь разрешить проблему «велосипедного равенства полов», создатели бициклей попытались было предложить велосипедное седло для дамской посадки – по аналогии с дамскими седлами для верховой езды: представительница слабого пола должна сидеть боком, свесив ноги по одну сторону велосипедной рамы и приводить бицикль в движение, нажимая лишь на одну его педаль. С точки зрения традиционной этики все, может быть, и замечательно, однако если попробовать таким образом прокатиться... В общем, идею благополучно похоронили.

Зато взамен уже вскоре появилось спасительное ноу-хау: конструкторы разработали велосипеды с открытой – дамской, рамой. Теперь энтузиасткам педалирования предстояло приноравливаться ездить на таких «двухколесках». Сперва они для этого использовали традиционные прогулочные наряды: юбка до пят, двубортный лиф, жакетка, перчатки до локтей, кокетливая шляпка или шапочка с вуалью...

Красиво, но очень неудобно!

В первую очередь дамам-циклисткам пришлось отказаться от вуали: она здорово мешала следить за многочисленными ухабами на дороге. Потом пришел черед модернизации юбок. При быстрой езде они раздувались, норовили попасть в колесо или в цепь, а порой – о ужас! – под порывами ветра даже задирались вверх... Нашлись сообразительные барышни, которые придумали, как выйти из положения: они стали пришивать по всему подолу юбки увесистые оловянные пуговицы, а то и вовсе рыболовные грузила.

Еще одно техническое усовершенствование юбок помогло справиться с другой неприятностью. Ведь длинные платья во время катания играли роль уловителей грязи, летящей из-под переднего колеса. Что ж, нет проблем: нижний край платья следует обшить клеенкой! Хотя, конечно, со стороны выглядел подобный вариант не очень-то эстетично

Среди любительниц педалирования обнаружились и еще более смелые изобретательницы. Одна из них, например, повергла в изумление всю «вело-тусовку», появившись в особом собственноручно изготовленном ею наряде. Юбка снизу была хитро зашита так, что оставались только два небольших отверстия для ног, и потому не задиралась даже при сильном ветре. А шотландская велосипедистка госпожа Бельгрейв прославилась созданием «превращающейся юбки». Идея совершенно гениальная: берется обычная юбка длиною до пят, и в нее вшиваются три вертикальных шнура, по бокам и спереди. Действия обладательницы такой юбки напоминали подъем и опускание оконных штор. Потянула дама за два боковых шнурка, спрятанные в складках у пояса, и юбка поднялась, укорачиваясь по желанию хозяйки; а если подтянуть еще и передний шнурок, – вообще получается конструкция, отчасти похожая на шаровары. Кататься в таком варианте почти так же удобно, как мужчинам.

Впрочем, все эти ухищрения никак не помогали решить самую главную проблему: педалировать в тяжелой, сковывающей движения ног юбке женщинам было очень утомительно. Поэтому дамы с завистью поглядывали на своих спутников, которые «гарцевали» в брюках. Самые смелые барышни даже иногда решались на крайне аморальный» поступок – переодевались в мужской костюм, прятали локоны под жокейскую шапочку и ездили в таком замаскированном виде, не расставаясь впрочем с навязчивой мыслью: «Вдруг кто-нибудь меня узнает? Какой это будет скандал!»

Но наконец нашлась среди циклисток решительная особа, которая совершила революционный переворот в дамской велоодежде.

В 1891 году англичанка госпожа Блумер впервые публично появилась на велосипеде одетой в придуманный ею так называемый «рациональный костюм». Новинка быстро приобрела популярность среди европейских и американских циклисток (в России такую форму называли «дамским самокатным костюмом»). Газеты того времени не раз подробно описывали этот феномен. Вот как выглядела наисовременнейшая одежда велосипедистки 125 лет назад: штаны-шаровары чуть ниже колен (из темно-зеленого бархата, например), чулки на подвязках, крахмальная белая рубашка, поверх нее прямой бархатный вестон с металлическими пуговицами, маленький яркого цвета галстук, длинные (почти до локтей) фильдекосовые перчатки, черная войлочная шляпка...

Из всего перечисленного самым крамольным элементом «рационального костюма» для современников являлись штаны. Уже тот факт, что женщина в них прилюдно щеголяет, по тем временам ужасно. Но еще ужаснее – штаны-шаровары в новом костюме таковы, что из-под них видны ноги циклистки!! Они, конечно, в чулках, но все равно – разврат.

Публика бурно реагировала на появление в обиходе «рационального костюма», и последовательницам госпожи Блумер приходилось нелегко. Зачастую на городских улицах пешеходы дружно освистывали их, смеялись вслед. Многие английские газеты в разделе «Происшествия» упомянули о случае в Бирмингеме, когда даму, катавшуюся по аллеям парка в такой одежде, полицейский припугнул составлением протокола по обвинению в оскорблении женской стыдливости. Потом подобные же инциденты с полицией стали происходить и во многих других европейских городах. Кое-где дам-нарушительниц даже задерживали и доставляли в полицию, выписывали штрафы...

Между тем, удобство изобретенного госпожой Блумер велокостюма было неоспоримым. Чтобы узаконить эту одежду, в 1897 году в Оксфорде был даже созван Международный конгресс рационального костюма, который организовали дамские велоклубы. Всеобщий интерес к мероприятию граничил со скандалом, газеты печатали репортажи о нем на первых полосах. Чопорных англичан шокировало то, что в заседаниях участвовало немало представительниц высшего света. Президентом Конгресса стала виконтесса Габерстон, по инициативе которой приняли решение не допускать на заседания ни одной женщины в обыкновенном платье, все должны быть только в «рациональных костюмах». Дело дошло до того, что на места в зале, отведенные для журналистов, не пустили корреспондентку «Дейли телеграф», разодетую по последней парижской моде. Бедняжке пришлось одолжить у дамы из Комитета конгресса шаровары и надевать их всякий раз, идя на очередное заседание. После нескольких дней бурных обсуждений Конгресс подготовил обращение к руководству крупнейших городов европейских стран с просьбой не препятствовать использованию тамошними циклистками «рациональных костюмов».

Потянулись годы борьбы за право женщин ездить на велосипедах в штанах или уж хотя бы в коротких (до колен) юбках. Известная писательница Сара Бернар никак не могла смириться с подобными веяниями: «Короткая юбка моих современниц-велосипедисток, признаюсь, меня шокирует!..» Ей вторила другая французская сочинительница, Эдмон Адан: Если бы это стало модой, это было бы крайне опасно с точки зрения морали...»

А городские власти Чикаго быстренько утвердили закон, разрешающий дамам появляться на публике в велокостюмах лишь одного фасона: наглухо застегнутая жакетка и широкие шаровары до самых щиколоток. «Запрещено выставлять напоказ какую-либо часть чулок,» – категорично утверждалось в новом городском законе.

В Россию мода на «рациональный костюм» пришла в 1893 году, когда одна из петербургских балерин привезла с гастролей по Франции темно-синий комплект с шелковыми шароварами и бархатным лифом. Первые же ее прогулки на бицикле по дачному поселку в таком наряде наделали много шума в обществе. Впрочем, в отличие от продвинутой Европы, у нас большинство публики отнеслось к подобной новинке на удивление благосклонно.

Прошло еще 3 года, и вот уже все дамы – сезонные посетительницы Московского общества велосипедистов-любителей, дружно решили кататься только в «рациональных костюмах». Да и в других велокорпорациях поощряли это веяние моды. Даже на многие танцевальные вечера и балы, устраиваемые Московским клубом велосипедистов или Московским кружком велосипедной езды бесплатно допускались лишь дамы, одетые в костюм для педалирования.

Именно с тех пор, с изобретения в 1891 году «рационального» велокостюма и пошла мода на ношение брюк европейскими и американскими женщинами.

Однако точку в этом рассказе ставить повременим. И упомянем об ином вмешательстве в женскую моду, которое также было спровоцировано повальным увлечением циклизмом на излете позапрошлого века.

Существовала тогда еще одна практически обязательная деталь дамского туалета, которая для велосипедисток являлась предметом мучительных сомнений, – корсет. Нельзя забывать, что практически все молодые женщины из приличного общества в те времена носили эти доспехи, дабы максимально соответствовать эталону фигуры с осиной талией.

Но как дышать-то при энергичной езде на бицикле, когда грудь и живот стянуты жесткими пластинами?! Одна из барышень попыталась найти пристойные выражения, чтобы поделиться в журнальной публикации своими наблюдениями на сей счет: «Я заметила, что корсет замедляет пищеварение и производит зевание, если ездить на велосипеде вскоре после кушания. Однако отсутствие его очень мучительно для женщины, которая с детства к нему привыкла...» В конце концов рационализм все-таки победил, и дамы отказались от корсетов на время велосипедных путешествий. Лиха беда – начало! Позднее такой элемент женской одежды окончательно утратил свою обязательность.

Позаимствовав у представителей сильной половины человечества одну из самых эксклюзивных частей их повседневного туалета, циклистки отнюдь не перестали быть женщинами на все сто других случаях. При этом доводя порой до отчаяния своих мужей и отцов.

Например, среди велосипедисток из лондонского высшего света утвердилась мода, чтобы цвет костюма гармонировал с цветом двухколесной машины. А поскольку каждая уважающая себя леди предпочитала педалировать исключительно по аллеям престижного Гайд-парка, где неприлично было даме появляться все время в одном и том же наряде, то... Спортивный гардероб таких барышень состоял из множества разноцветных рациональных костюмов, а любящим супругам и родителям приходилось раскошеливаться и покупать своим душечкам чуть ли не пол-дюжины бициклей разной окраски.