Скандал с белорусской песней на «Евровидении» вызвал чувство стыда

«Это было послание не Европе, а собственным строптивым гражданам»

Европейский вещательный союз сделал вывод, что песня «Я научу тебя» ансамбля «Галасы ЗМеста», назначенного представлять Беларусь на «Евровидении 2021» вместо группы VAL, попавшей под жернова политических репрессий у себя в стране из-за гражданской позиции, «ставит под сомнение неполитический характер конкурса» и «рискует подорвать» его репутацию.

«Это было послание не Европе, а собственным строптивым гражданам»
Фото: eurovisionworld.com.

В связи с этим организаторы попросили музыкантов и Белтерадиокомпанию «предпринять необходимые шаги для отправки измененной версии или новой песни, соответствующей правилам «Евровидения». В ответ худрук коллектива Дмитрий Бутаков заявил, что «менять никто ничего не будет, и, видимо, на этом все и закончится». То есть официальный Минск, скорее всего, сам откажется от участия в конкурсе, что принципиально: мол, это не нас отстранили, а мы сами, оскорбленные и непонятые, гордо отказались.

Ансамбль «Галасы ЗМеста» был спешно создан из бывших кавээнщиков города Барановичи осенью 2020 года, его руководитель Бутаков по образованию – военный переводчик. В Беларуси поговаривают, что музыкальный «спецпроект» был инициирован местным КГБ и Минкультом для противодействия массовым протестам. В задачу рекрутированным для исполнения «ответственного» госзадания сервильным артистам вменялось высмеивать эти самые протесты, знаменитые дворовые чаты, а также лидеров оппозиции Светлану Тихановскую, Марию Колесникову, Павла Латушко и т.д.

Выглядело это как шаг отчаяния, поскольку с начала протестов в Беларуси произошел настоящий творческий взрыв «музыкального сопротивления», ставшего мощным саундтреком гражданских протестов. Прежде достаточно сонная белорусская современная музыкальная сцена неожиданно наполнилась креативной музыкой и музыкантами, чья прогрессивность выражалась не только содержательными текстами и громкими публичными заявлениями, но и не менее прогрессивной и весьма разнообразной музыкой. Вслед за главными хитами бело-красно-белого белорусского лета – легендарным гимном «Перемен» исторической группы «Кино», перепетого самодеятельно и профессионально на все лады – от шотландских волынок до хард-роковых гитарных риффов, и песни «Тры Чарапахи» рок-группы N.R.M из запасников 2000 года – на волне гражданского пробуждения случился настоящий белорусский творческий музыкальный ренессанс.

Группу Val отстранили от участия в «Евровидении» за гражданскую позицию Фото: INSTAGRAM.COM/VAL.MUSIC

К известным долгие годы «вольнодумцам» Лявону Вольскому и Сергею Михалку с его «Ляписом Трубецким» и Brutto мощно приросло «племя младое, незнакомое»: TOR BAND, NizKiz, Naka, «Грязь», Nemiga, «Беz Обмежень», Владимир Пугач, Анна Шаркунова, Виталий Артист, многие другие. Коллег поддержали и известные артисты – Павел Булатников (Trubetskoy), группа NaviBand, представлявшая Беларусь на «Евровидении-2017» в Киеве, Макс Корж, Рита Дакота и даже эстрадная дива Анжелика Агурбаш. Каждый из них, будь представлен в этой ситуации на «Евровидении», наверняка бы смог принести своей стране даже победу в конкурсе. Забавная бы тогда возникла загогулина...

Тем временем стан провластных или лояльных деятелей культуры редел на глазах. Зияющую брешь пытались заполнить музыкальным импортом из России. Времена и тренды менялись скоропалительно: только что вязали коварных «вагнеровцев», а тут целым праздничным строем, захлебываясь аллилуйей, потянулись Николай Басков, Филипп Киркоров, Александр Буйнов, Денис Майданов и даже Моргенштерн. Однако это не произвело впечатления на белорусскую публику, оплевавшую музгонцов едким хейтом в соцсетях.

И вот нашлись кэвээнщики из Барановичей. По лицам и в манерах – скорее действительно службисты, чем музыканты. Конечно, политически вымученная провластными темниками «сатира» в песне «Я научу тебя» для «Евровидения» была несколько смягчена, фразы обтекаемы, фамилии не названы: «Я научу тебя плясать под дудочку, я научу тебя клевать на удочку, я научу тебя ходить по струночке» – и прочий маловразумительный поток «сатирического» сознания, который напомнил больше поговорку про «и хочется, и колется».

Беспомощная музыкально и содержательно песня к тому же делегировалась на Евросонг на русском языке, что означало только одно: это было не послание Европе, а послание собственным строптивым гражданам, которое должно было «гордо» прозвучать на «Евровидении» под лукашенковским красно-зеленым флагом. Типа накоси-выкуси…

«Испанский стыд» – если суммировать все комментарии, которые успели появиться на евроресурсах, пока песня ансамбля «Галасы ЗМеста» еще висела в реестре официальных номеров стран-участниц. Уже не висит – после заявления Европейского вещательного союза о нарушении Беларусью правил конкурса, что было установлено «в рамках стандартной процедуры для всех песен, представленных для участия в конкурсе «Евровидение».

Стало также известно, что 9 марта Беларусь исключили из жюри шведского национального отбора на «Евровидение» Melodifestivalen. Продюсер конкурса Карин Гуннарсон заявила, что «выбор в состав международного жюри (шведского нацотбора) представителей Беларуси был ошибочным решением, положение свободных СМИ в стране очень серьезное, поэтому мы решили заменить жюри из Беларуси на жюри из Великобритании».

Ранее депутат Европарламента из той же Швеции Карин Карлсборо предложила запретить Беларуси участвовать в этом году в конкурсе «Евровидение» в связи с тем, что глава Белтелерадиокомпании (представляющей страну на конкурсе) Иван Эйсмонт включен в санкционный список ЕС, а в самой компании преследуют и увольняют сотрудников по политическим мотивам.

Однако, судя по всему, формального исключения Беларусь постарается избежать «хитрым» самоотказом, приняв позу оскорбленной невинности. Кстати, не новелла в истории «Евровидения». В 2009 г. в песне We Don’t Wanna Put In грузинских артистов Stefane & 3G вот этот самый маловразумительный (в конктексте фразы) глагол put in (положить) вызвал неудовольствие России, принимавшей в тот год «Евровидение» после не только победы Димы Билана, но и случившейся за время организации ивента войны с Грузией. В глаголе обнаружили созвучие с фамилией президента и посчитали это «политически недопустимой» выходкой. ЕВС пытался вразумить грузин, но те напрочь отказались «корректировать текст» и гордо отказались от участия в конкурсе.

В 2017 г. из-за возражений Украины по поводу российской участницы Юлии Самойловой, выступавшей в «аннексированном Крыму» и попадавшей в связи с этим под запрет на въезд в страну, Россия предпочла не менять исполнителя, а просто отказаться от участия в киевском «Евровидении».

В случае с Беларусью, как показывает развитие сюжета, скандальные примеры оказались заразительными. Тем временем у активистов возникло альтернативное предложение: представить Беларусь на «Евровидении-2021» силами оппозиционного белорусского телеканала Belsat, вещающего в эмиграции, с участием выбранных им артиста или группы. Креативное предложение, сколь бы привлекательным и справедливым оно ни казалось, однако, вряд ли сможет быть воплощенным в жизнь. Данный телеканал, во-первых, не является пока участником Европейского вещательного союза, а во-вторых, «неполитический характер конкурса» тогда точно и окончательно накрылся бы медным тазом.

Так что пока все тихо расходятся поодиночке, а там, глядишь, действительно когда-нибудь да и приедет большое «Евровидение» в свободный Минск…    

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28496 от 15 марта 2021

Заголовок в газете: «Испанский стыд»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру