Академик Зверев обнаружил семикратный рост антител после ухода за больным

Вирусологи ответили на самые острые вопросы о ревакцинации и антителах

Обязательное требование ко всем: вакцинироваться и ревакцинироваться от коронавируса — все больше разделяет людей. Счастливые обладатели заветного сертификата о прививке хвалятся в сетях тем, что их пустили поесть в общепит... Противники вакцинации, особенно те, кому прививаться от коронавируса не рекомендуют врачи, игнорируют «угрозы» властей, а по поводу запрета на посещение кафе и ресторанов, отвечают невидимым ограничителям свободы: «Никогда особо не ходил по ресторанам— и сейчас обойдусь».

Есть еще одна группа граждан, которым прививки, по словам ученых, могут быть противопоказаны еще долго. Это переболевшие (включая бессимптомных), у которых еще сильны антитела. Мы решили поговорить обо всех страхах и сомнениях не привившихся со столичными вирусологами.

Вирусологи ответили на самые острые вопросы о ревакцинации и антителах

Итак, напомним читателям, что с 28 июня для всех не привившихся москвичей по указу мэра Сергея Собянина были закрыты все точки общественного питания. Многие из них после этого распоряжения закрылись совсем.

По словам министра здравоохранения РФ Михаила Мурашко, даже тем, кто уже один раз вакцинировался, следует ревакцинироваться для усиления эффекта. Пока следует это делать раз в полгода, но в будущем, когда количество заболеваний снизится, повторные прививки можно будет делать раз в год.

Граждане, которые задавались логичным вопросом об имеющихся антителах, получили однозначный ответ: проверять иммуноглобулины IgG (их наличие в принципе должно говорить о наличие иммунитета к коронавирусу SARS-CoV-2) не следует. Вот с этого пункта мы и начали беседу со специалистами.

Проверять ли антитела к коронавирусу перед прививкой?

Теоретически антитела являются косвенным признаком того, что у человека еще сохраняется защита и ему можно было бы сделать некое послабление от похода на прививку, рассуждают ученые. Но... проблема заключается в том, что пока медики не выработали требований к учету антител, нет договоренности о том, где должна проходить та граница иммуноглобулинов, после которой вакцинация будет признана необязательной.

— Пока высокий титр антител — это абстракция, – комментирует специалист Городской клинической больницы им. Пирогова. – Почему? Титры у разных тестовых систем несопоставимы: в одних референсные (нормальные) значения начинаются от 1300, у других – от 1,1. Иными словами, одни измеряют в удавах, а другие в мартышках, третьи — слонятах и т.д. На рынке таких разнокалиберных систем для измерения антител сейчас — около сотни, от разных производителей. Привести их к какому-то общему знаменателю очень трудно. Регулятор, то есть Минздрав, должен всю эту сотню тестов сопоставить и выявить порог, после которого все обратившиеся клиенты могут чувствовать себя в безопасности. Это в идеале, но до него еще очень далеко, эта работа очень трудоемкая. Поэтому в условиях пандемии, когда заболеваемость растет, легче всех просто еще раз вакцинировать. Даже если титр антител у вас высокий, от дополнительного введения вакцины (любой из зарегистрированных в нашей стране) хуже не будет. Все боятся цитокинового шторма... Но он случается только на фоне настоящей инфекции – от вакцины его быть не должно.

Почему не опасно вакцинироваться повторно

— Рекомендация вакцинироваться или ревакцинироваться вакциной, пусть это будет снова тот же «Спутник-V» или «Спутник-Лайт», не несет никакой опасности, – говорит завкафедрой Института молекулярной биологии им. Энгельгардта, Петр Чумаков. – Примерно через полгода количество антител у прошедших вакцинацию снижается, а потому дополнительная прививка только усилит защиту, приведет к возникновению так называемых суперантител. Да, побочные эффекты от введения вакцины, к сожалению, имеют место у ослабленных людей, но разработчики никогда и не обещали стопроцентного результата, а только 90 процентов эффективности.

Петр Чумаков еще раз пояснил нашим читателям суть технологии векторной вакцины. При создании «Спутника-V» используется живой аденовирус, а точнее, не он сам, а одна его частица, которая несет в себе информацию об S-белке коронавируса. Частица проникает в клетку и начинает синтезировать S-белок, который со временем появляется на поверхности клетки. Но сам он при этом не размножается (у него нет продуктов для репликации). Иммунная система вакцинированного «замечает» чужеродный S-белок и начинает вырабатывать антитела. Клетка, которая сыграла роль «инкубатора» для белка коронавируса, вскоре безвозвратно исчезает вместе с S-«шипиком».

– Генетические изменения в организме после введения такой вакцины невозможны, — поясняет Чумаков. – Данная технология проверена десятилетиями и, кстати, побочных эффектов у нее теоретически должно быть гораздо меньше, чем у инактивированных вакцин именно за счет того, что здесь используется живой вирус, и вводится небольшое количество чужеродного белка.

Стоит ли ждать с прививкой переболевшим

Молекулярный биолог Петр Чумаков считает, что с вакцинацией после перенесенного заболевания можно подождать полгода и даже больше:

– Я думаю, что переболевшим COVID-19 серьезно не угрожает даже спустя год – их организм обладает памятью об этом заболевании, не хуже, чем организмы вакцинированных. Даже если такие люди заразятся повторно, они, скорее всего, перенесут заболевание бессимптомно, максимум — как простуду. И при этом, кстати, приобретут еще более прочный иммунитет, которого потом может хватит на всю жизнь.

А вот особое мнение на этот счет вирусолога, завкафедрой Сеченовского университета, академика РАН Виталия Зверева:

– Людям, которые уже получили вакцину или тем более переболели, ничего делать не нужно. Все словно забыли, как называется этот вирус. В его названии на первом месте стоит «SARS». Его эпидемия была в 2003 году. Иммунитет против этого вируса до сих пор сохраняется у тех, кто переболел и выжил после SARS. То есть прошло уже 17 лет! Скорее всего, и с новым коронавирусом будет такой же продолжительный иммунитет, ведь они очень похожи по антигенной структуре.

Поэтому я думаю, что иммунитет у тех, кто переболел, есть, и именно они в основном создают тот ценный коллективный иммунитет, о котором все говорят.

Причем речь идет как о серьезно переболевших, так и о тех, кто перенес COVID-19 в легкой форме. Нет ни одной вакцины, которая давала бы более сильный по продолжительный иммунитет, чем перенесенное заболевание. Могу сослаться на собственный опыт. Я переболел коронавирусом, и антитела примерно через год у меня в крови уже не определялись. Но после того как мне пришлось ухаживать за «ковидным» больным, я не заразился, а проверив антитела, убедился, что они снова «выросли» у меня в 7(!) раз. Если бы все переболевшие повторно заражались, у нас были бы уже миллионы, а не тысячи новых больных. Но этого же не происходит. Так что я призываю беречь тех, кто переболел COVID-19. Это наш золотой фонд.

Сюжет:

Пандемия коронавируса

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру