Вот только несколько свежих примеров подобного строительного беспредела. Март 2025 года. Собственники квартир в новом ЖК столицы трубят во все инстанции о состоянии своей новостройки. После того как дом был сдан, застройщик не позаботился о найме управляющей компании, и ЖК оказался в плачевном состоянии: повсюду строительный мусор, выбитые замки, торчащие провода, трещины на стенах. И неработающие подъемные механизмы.
Июнь 2025 года. Жители ЖК на юго-западе столицы жалуются на качество домов. По их словам, основные проблемы, с которыми они столкнулись, — низкое качество отделки, плотная застройка и перегруженные инженерные системы.
В сентябре 2025 года разгорелся скандал с еще одним новоиспеченным ЖК, который был сдан в 2022 году. Жильцы рассказали, что в конце лета в доме начали греметь трубы. «УК ничего не может сделать. Застройщик, несмотря на обращения, редукторы не меняет. Дом на гарантии, имущество общедомовое. Один включил воду — проснулся весь дом», — жаловались люди. Но еще раньше, почти с момента сдачи ЖК, они столкнулись с аварийным состоянием лифтов. По мере заселения ситуация усугублялась. Не работали 12 из 17 лифтов, 3 подъезда были вынуждены ходить пешком, а в доме 31 этаж! Собственники жилья рассказывали, что, несмотря на многочисленные жалобы, все сводится лишь к перезапуску лифтов, а через несколько часов они снова ломаются…
И совсем недавно широкий общественный резонанс получила ситуация в новом ЖК на северо-востоке столицы.
Жильцы, купившие в нем квартиры, причем за немалые деньги, столкнулись с массой неприятностей. И главная из них — пресловутые неработающие лифты! При том что в корпусе 24 этажа. Мы заглянули в обсуждения жильцов в домовом чате: даже скорая не могла подняться в нужную ей квартиру. А каково приходилось жильцам верхних этажей с маленькими детьми, с колясками, даже представить себе сложно.
Корреспондент «МК» решила увидеть все своими глазами. Жилой комплекс был сдан в эксплуатацию 1,5 года назад, но повсюду лежит строительный мусор, местами штукатурка уже осыпалась, видна плесень на стенах между этажами... Во время дождей в подземном паркинге по стенам стекает вода — причем в нескольких местах аккурат на электрощиток!
А родителей с детьми, помимо всего прочего, еще очень расстраивает вид детской площадки во дворе. Она действительно выглядит убогой.
Лифт, правда, один, грузовой, в день моего приезда работал. А пассажирский почему-то бездействовал, был оклеен лентами. Как рассказали жильцы, лифт починили пять дней назад. До этого он три месяца практически не работал! Только изредка. И то люди в нем постоянно застревали. При этом УК обвиняет в сбоях работы подъемного механизма самих жильцов — мол, они его перегружают.
Москвич Егор купил себе «трешку» в этом ЖК за 23,5 млн в ипотеку, в сентябре 2024 года. Но переезжать не торопится — с годовалым ребенком на 14-й этаж пешком не находишься. Благо семье есть где жить.
— Сдавали дом непонятно как, — рассказывает Егор. — Застройщика оштрафовали за срыв сроков строительства дома по программе реновации. Мы думаем, если бы не реновация, он бы до сих пор его не сдал. От нашего имени юрист составил застройщику претензии, в которых мы указали все наши требования по приведению дома в надлежащее состояние. Там и лифты, и состояние мест общего пользования и самого дома, и подземного паркинга, и придомовой территории. И только после этого он пошел с нами на контакт. По сути, эти претензии при подаче в суд являются исковыми требованиями.
— Положительные сдвиги все же есть, — уточняет другая собственница жилья, Ольга, которая в декабре купила здесь «однушку», тоже в ипотеку. Сейчас она делает в ней ремонт (квартиры продавались без отделки). — После того как мы стали писать во все инстанции, застройщик вышел с нами на связь и уже провел три официальные встречи.
— Застройщик (и он же остается собственником непроданных квартир), кстати, сказал нам при встрече, что ему тоже тяжело видеть, «во что жильцы за год превратили их постройку», — заметил житель ЖК.
УК: «Все в плане»
«МК» обратился к представителю застройщика за разъяснениями по поводу недоделок в данном ЖК, но ответа мы так и не дождались.
Зато представитель управляющей компании Екатерина не стала отказываться от комментариев, когда мы заглянули в их офис. Смысл ее объяснений сводился к тому, что они делают «что могут и устраняют по мере поступления недостатки по заявкам жильцов», которые принимаются по почте или записываются в журнал заявок.
— За этот год уже и так много чего сделано, и эта работа продолжится, — заявила она. — Например, отработан фасад реновационного корпуса. Закреплялись дополнительно кассеты на фасаде, которые отпадали, альпинисты работали с сентября по декабрь. В этом году запланированы работы по другому корпусу. Также мы поставили камеры видеонаблюдения на входах, постепенно будем ставить их и в МОП (местах общего пользования).
Что касается лифтов, то представитель УК пообещала, что со своей стороны они «сделают все», чтобы подъемные механизмы впоследствии не ломались. По второму, «мертвому», пассажирскому лифту в подъезде, который мы осмотрели, застройщик будет решать, что выгоднее: устранить дефекты или заменить лифт.
С течью в подземном паркинге УК тоже уже начала бороться — весной подрядчики заделали там одну стену. «Все это устранится! Это все стоит в плане на ноябрь», — сказала нам Екатерина.
«Больше всего тревожат лифты»
Юрист отметила, что самая пугающая ситуация сложилась в данном ЖК с лифтами.
— Пункт 17 постановления правительства РФ №47 предусматривает, что доступ к жилому помещению, расположенному в многоквартирном доме выше пятого этажа, за исключением мансардного этажа, должен осуществляться при помощи лифта, — говорит эксперт. — Инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), оборудование и механизмы, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности.
Жителям дома можно посоветовать создать инициативную группу. Подавать жалобы массово (можно подписывать коллективно или подавать от разных собственников множественные жалобы). Не останавливаться, даже если кажется, что это не приносит результата.
Кроме того, в целях выявления недостатков в работе лифтового оборудования собственники помещений в многоквартирном доме могут самостоятельно обратиться в испытательный центр, который по результатам технического освидетельствования лифтов может провести проверку функционирования устройств безопасности лифта и выявить, например, недопустимый уровень риска при эксплуатации лифтов.
Юрист также добавила, что паркинги и кладовки в новостройках «затапливаются повсеместно», это общая проблема многих новостроек. По ее словам, как правило, эту проблему устраняют с течением времени.
«Строительная отрасль меняется»
С вопросом, почему в новостройках распространены подобные проблемы, мы обратились к эксперту в области строительства, техническому директору «Независимого экспертного партнерства», кандидату технических наук Александру Шебуняеву.
— Это очень распространенное явление, — сказал он. — Но могу отметить, что в последние два года требования к застройщикам со стороны города ужесточились. Вам не дадут сдать объект без благоустройства либо с плохим благоустройством. Скорее всего, в конкретном случае с этим ЖК недосмотрели. Отнеслись халатно.
Все объекты в Москве принимает Мосгосстройнадзор (Комитет государственного строительного надзора города Москвы), это орган власти с огромным количеством инспекторов, они высококлассные специалисты и обычно детально все проверяют. И у него есть подведомственное учреждение — ГБУ ЦЭИИС (Центр экспертиз, исследований и испытаний в строительстве). И если Стройнадзор в чем-то сомневается на стройке, он дает указание ЦЭИИС проверить качество. Приезжают специалисты и начинают замерять, проверять прочность материалов, определяют размеры, отбирают пробы и передают в лабораторию. То есть обычно приемка делается очень жестко, очень строго.
Добавлю еще, что с 2024 года к приемке объекта в Москве подключилась Москомархитектура. И именно из-за таких вот застройщиков, которые показывают городу одни картинки, а потом сдают объект в другом виде, стали потихоньку вовлекать в приемку Москомархитектуру. Этот орган проверяет именно визуал — насколько сданный объект соответствует ими же утвержденному архитектурно-градостроительному решению. Сколько урн, скамеечек, дорожек нарисовали. Насколько фасады соответствуют АГР в проекте. Они все это очень строго должны проверять.
— А почему с лифтами в новостройках беда?
— Мы много работаем с фирмами в Москве, которые занимаются установкой лифтов, и их инженеры сейчас жалуются, что раньше были лифты лучше. Раньше лифты были прекрасные — финские, немецкие, американские. Сейчас у нас «китайцы» или отечественные, собранные, как говорится, на скорую руку. Но отмечу, что на текущий момент цены на азиатском рынке стали сильно расти, что стало хорошим драйвером для укрепления отечественных производителей. Сейчас стали делать гораздо лучше.
Вместе с тем наш собеседник отметил, что в плохое состояние лифтов в МКД и их порчу вносят свою лепту зачастую и сами жильцы — во время периода ремонта квартир, то есть уже после того, как им раздают ключи.
— Рассчитан лифт на 5 или 10 человек, а в нем поднимаются рабочие с мешками цемента, штукатурки... Застройщики специально сдают лифты, во-первых, в пленке, а во-вторых, обклеивают их пластмассовым утеплителем, потому что жильцы начнут мебель в нем возить и весь лифт разнесут, а потом обвинят в этом застройщика, — привел пример эксперт, даже дав название этому явлению — «потребительский терроризм».
На мой вопрос, насколько часто застройщики сдают МКД с плохим ремонтом и недоделками, эксперт пояснил следующее. Если коротко, то раньше застройщики сталкивались с таким огромным количеством рекламаций от жильцов, что буквально «взвыли» и стали пытаться изменить эту ситуацию на законодательном уровне. Они пролоббировали в правительстве, во всех органах власти (в том числе с подачи правительства) некоторые положения для себя, чтобы не «попадать на деньги».
Первое: они попытались сократить объем рекламаций (претензий) от жильцов. Дело в том, что раньше экспертизу при приемке квартиры мог проводить кто угодно. Но не так давно, в конце 2023 года, вышло постановление №2380, согласно которому приемку квартир может осуществлять только эксперт, который находится в Национальном реестре специалистов в области проектирования, изыскания и строительства. И это, по словам Александра Шебуняева, стало первым серьезным правовым барьером, потому что для вступления специалиста в этот реестр нужен целый ряд сложных условий (высшее строительное образование, 10 лет опыта, сдача квалификационного экзамена и др.).
— Поэтому сейчас на приемку квартиры приходят только квалифицированные высококлассные специалисты. А раньше эти экспертизы мог делать любой человек — хоть вчерашний студент; соответственно, от большого предложения на рынке цены были низкие, не было еще и организационного контроля таких экспертиз.
Второй момент: владелец, который покупает квартиру, при приемке обязан официально уведомить об этом застройщика. И застройщик уже должен представить кандидатуру эксперта. Все это привело к тому, что теперь не так легко и дешево стало заказывать экспертизу при приемке квартиры, и это в разы уменьшило количество претензий покупателей квартир и нагрузку на застройщика. Здесь уже многие отказываются участвовать в экспертизе, а опытные специалисты не всегда соглашаются писать всякую чушь, выдавая за дефект. Это пример того, как отрасль меняется на законодательном уровне.