Как Вася стал Лаймой

Ваенга объяснила любовь к Прибалтике: «Здесь не дорого, а фирменно!»

На открытии «именного» фестиваля «Рандеву» под сенью муз неподражаемой Лаймы Вайкуле в Юрмале самым неожиданным для меня стало, пожалуй, не сценическое, а околомузыкальное впечатление. То, что в зале присутствуют президент Латвии с супругой, обнаружилось, собственно, уже во время концерта, когда об этом сообщили ведущие. Раймонд Вейонис и его Ивета приподнялись с третьего ряда партера, где они скромненько сидели, зажатые обычными зрителями, помахали аплодирующему залу и сели обратно — дальше внимать чарующим звукам музыки и главной героине вечера Лайме. Я представил, конечно, какой бы шухер царил уже на дальних подходах к залу в Москве, задумай первое лицо что-то посетить, и понял, как далеко разбежались за постсоветскую историю некоторые части когда-то одного целого…

Ваенга объяснила любовь к Прибалтике: «Здесь не дорого, а фирменно!»
Лайма и друзья (слева направо): Елена Ваенга, Uzari, Валерий Леонтьев, Злата Огневич.

Украинка Злата Огневич пела на латышском, «евровидийный» белорус Uzari — на английском, латыш Интарс Бусулис был неподражаем на русском, Лайма — на всех языках сразу... А уж когда взорвется трио с Валерием Меладзе и легендарными Нани Брегвадзе и Вахтангом Кикабидзе!.. Но главное то, что творческая, режиссерская концепция Лаймы, подтянувшей к себе и любимых звезд, и много модной молодежи, привнесла свою особенную эстетику и неподражаемый авторский стиль.

Из уже не околомузыкальных, а сугубо творческих «бомб», разрывавших зрителей мурашками по коже, была на открытии, конечно, Елена Ваенга. Неформальный гимн Петербурга «Нева» в дуэте с Бусулисом уже второй год подряд ставит на уши зал «Дзинтари». «Я каждый раз приезжаю, очень горда, что меня зовут, позовите в третий раз!» — скандировала Ваенга, объясняя любовь к Прибалтике не только тем, что «свободна и сама себе господин», а некими «отношениями с латышами», что всех очень заинтриговало, а еще простой формулой: «Здесь не как в Питере — все дорого, здесь — фирменно».

Лайма: «Как все замылилось!»

Однако более уместны, на мой взгляд, параллели не с подавшимися на юга фестивальными предшественниками, а с совершенно другой музыкальной институцией — «Рождественскими встречами» Аллы Пугачевой. Латвийская примадонна Лайма реинкарнировала практически именно этот формат, создав свои встречи в родной Юрмале, зазывая на огонек друзей, коллег, и непременно с неординарным творческим началом.

Президент Латвии Раймонд Вейонис и первая леди Ивета любят слушать Лайму

Смотрите видео по теме

— Самое главное — это общение, — объясняет хозяйка бала. — Артисты же как устроены? Каждый любит больше всего себя, мы все время на гастролях, и встречаться особенно нет времени. Поэтому, когда спрашивают: «У вас есть друзья среди коллег?» — отвечаю: «Нет». Потому что нет времени, а для дружбы нужно время. Поэтому так важна возможность общаться, узнавать друг друга получше, часто совсем с другой стороны…

В чем Лайма оказалась непреклонна, несмотря на все искушения, — это живой звук, что крайне удаляет ее начинание от понятия «обычный поп-фестиваль» в сторону форменных рок-ивентов. Пусть и не по стилю, но по духу точно. «Это, конечно, головная боль, — не столько жалуется, сколько констатирует певица, — и для звукорежиссеров, и для артистов. Сегодня уже все так замылилось, люди часто действительно привыкли работать под фонограмму». По 30–40 песен «живого» в день — это действительно достижение, как ни удивительно об этом говорить, учитывая, что артистическое тщеславие должно бы быть нормой…

«Разбившему лицо» Илье Лагутенко Лайма пожелала выздоровления катером «Утекай». Репетиция номера

Смотрите видео по теме

В прошлом году Лайма рэповала под «Время и Стекло», в этот раз приготовила не меньше экспериментов: ремейк «Утекай» Ильи Лагутенко в своем видении. «Мумий Тролль» тоже собирался, но Лайма расстроила: «Илья ударился лицом и не смог приехать». Тем временем фантазерка готовится побаловать себя и зрителей форменным кроссоверством: призвала оперных див Хиблу Герзмава и Кристину Ополайс, которая сейчас взрывает оперные сцены по всему миру, — фактически латвийская Анна Нетребко.

Новый вызов Лаймы. С оперной дивой Кристиной Ополайс. Репетиция

Смотрите видео по теме

— Это счастье — петь с такими артистами, — признается Лайма, — и это так сложно! Звукоизвлечение, сами арии… Для меня большое счастье, что мы поем вместе с Кристиной. Но меня поразило то, что ее не надо было уговаривать. Когда Кристина вдруг начала говорить, что я ее кумир, мне это казалось так смешно. Но потом я вспомнила: правильно, когда ей было 15 лет, она как раз слушала мою музыку. И, естественно, знала меня. Она мне рассказала, как брала в руки бутылку, изображая микрофон, и ходила по квартире, пела мои песни…

Одну из самых громких оваций на открытии собрал, как это ни странно, Валерий Сюткин. Хотя — не странно: музыкант-профессионал, звезда бита и рок-н-ролла, шоумен, кожей чувствующий настроение зала. И вроде простенько все, но вот переделал он прямо на ходу своего знаменитого «стилягу Васю из Москвы» в «конечно, Лайму», и зал стонал от восторга и удовольствия. И очень проникновенно сказал про миссию музыканта — «объединять людей».

Леонтьев: «Прилепили к сосне клубничку»

И, конечно, Валерий Леонтьев. Просто сказать «звезда» — пошло. Просто сказать «овация» — не сказать ничего. Он шутил в интервью для «МК»:

— В прошлый раз Лайма про меня забыла, но сейчас вспомнила, вот я и приехал.

— Валера, из всех основных примадонн и примаменов эстрады, которых раз-два и обчелся, ты остался, кажется, единственным, кто не отметился фестивалем своего имени. У Аллы были «Рождественские встречи». Лайма придумала этот фестиваль. Скромничаешь? Не созрел разве?

— О, нет! — хохочет. — Скорее, перезрел уже! Это настолько хлопотное занятие, ответственное. Я лучше месяц сольников чесану. Но если говорить не об организации, а о некоей внутренней жажде создавать такие вещи, то лично у меня ее тоже нет, честно говоря. Может, когда-нибудь возникнет, да будет поздно.

— А когда ты выходишь на сцену с теми, с кем тебя связывает огромный пласт жизненных, творческих воспоминаний, то, наверное, это все-таки особенный кураж? Вы репетировали «Вернисаж» с Лаймой так, будто готовили премьеру номера!

— Конечно, «Вернисаж» — это история, ему уже 31 год. С Лаймой мы знакомы еще дольше, годочка с 1983-го, когда Раймонд Паулс по блату устроил мне поход в варьете Juras Perle. Невозможно было попасть туда, в этот единственный на весь СССР островок Запада, и он был в Юрмале, и там пела Лайма. А «Вернисаж» он для нас написал позже — уже в 1986-м. По жизни нас эта песня свела, и периодически мы продолжаем за счет этого «Вернисажа» встречаться. Песня живет, нужна, ее слушают. Я люблю Лайму и думаю, что она любит меня.

И вечный «Вернисаж»! Репетиция номера

Смотрите видео по теме

— Из дуэтов, которые ты исполнял…

— Их немного, совсем немного…

— Хорошо, но еще что-то любимое осталось? Есть ли неосуществленная задумка?

— Конечно, осталось. «Поздно» с Аллой, огромная работа в спектакле «Джордано» с Ларисой Долиной, когда мы два часа пели вместе… С Ирой Аллегровой — «Коктейль любви». Но он как-то не получил раскрутки. Может, мы сами в этом виноваты, потому что она любит заниматься собой, своим графиком, и я точно такой же. На этом, пожалуй, все главные и запомнившиеся дуэты исчерпаны. Я, честно говоря, не сторонник такого мичуринского «скрещивания»: мол, а давай-ка мы к сосне прилепим клубничку. Как правило, ничего не получается хорошего, потому что дуэт — это сложный организм, необходимо, чтобы тембры работали вместе, харизмы обоих участников не мешали, а приподнимали друг друга. Чисто внешне, в конце концов, люди должны сходиться, смотреться, звучать, двигаться. Это не так часто случается.

— В начале творческого пути артиста распирает от жажды высказаться, завоевать зрителя, донести до него свои месседжи и музыку. А когда звезда уже в статусе?..

— Если обо мне говорить, то, знаешь, я уже просто очень устал по жизни бежать куда-то… Я думаю о том, что если бы вдруг жизнь дала мне передышку и воздуха глоток, как поется в одной из моих песен, и я бы мог какое-то время — полгода, год — отлежаться и осмотреться, то, может быть, я воткнулся бы в какую-то новую и неожиданную для себя историю. А сегодня пока что хочется в отпуск.

— Ты же каждый год по месяцу отлеживаешься в Майами!

— Что такое месяц после 45 лет на сцене?! Кстати, в сентябре — 45 лет на сцене!

— Надо же! А словно вчера были «Дельтаплан», «Танец протуберанцев»! Хороший разгон — с Лаймой перед юбилеем!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27449 от 22 июля 2017

Заголовок в газете: Как Вася стал Лаймой

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру