Хроника событий Со стажерки, обвинявшейся в крушении самолета компании «Total», сняли обвинения С диспетчера-стажера Кривсун сняли обвинения по катастрофе во Внуково Обвинения по делу о гибели главы Total предъявят 18 января Делу о катастрофе "Фалькона" во "Внуково" добавили следователей Освобождены все фигуранты дела о крушении самолета Falcon во Внуково

Черный день авиадиспетчера «Внуково»

По злой иронии, именно 20 октября, в день катастрофы, у авиадиспетчеров был профессиональный праздник

21 октября 2014 в 19:20, просмотров: 15949

Масса вопросов по авиакатастрофе во «Внуково» возникнет у следствия, видимо, не только к водителю снегоуборочной машины Владимиру Мартыненко, но и к авиадиспетчеру, и к руководителю полетов аэродрома Роману Дунаеву. Именно он «вел» злополучный «Фалькон» во время взлета. Об этом «МК» рассказал бывший начальник службы безопасности полетов ВВС РФ, член комиссии по расследованию авиапроисшествий с воздушными судами генерал-майор авиации Борис ТУМАНОВ.

Черный день авиадиспетчера «Внуково»
фото: Михаил Ковалев
Башня авиадиспетчеров во «Внуково».

— Если бы меня спросили, кого винить в первую очередь, я бы сказал — туман. Погода в этот момент была очень опасная для полетов.

— Объясняю, как происходит сама уборка, — продолжает Туманов. — Выезжать на полосу без разрешения диспетчера никто не имеет права. Как только тот дает команду, снегоуборочная техника начинает движение. При этом диспетчер запрещает любые маневры пилотам на все время уборки (нельзя даже просто запустить двигатель самолета!). Проблема в том, что диспетчер не всегда видит снегоуборочную технику. В идеале та должна быть оснащена GPS и ГЛОНАСС, чтобы на экране отражалось любое передвижение. Но даже если система есть, водитель может попросту не включить ее. Теперь представьте, снегоуборочная машина поехала без команды и без включенного GPS и ГЛОНАСС. Катастрофы в данном случае можно было бы избежать, если бы пилот увидел ее, но, повторюсь, в условиях тумана это сложно или даже невозможно. Вообще, я участвовал в расследованиях катастроф, когда самолеты сталкивались с посторонними объектами в местах рулежки (выруливания самолета непосредственно к месту взлета). Это были чаще всего машины — заправщики топлива, агрегаты питания аэродромные (АПА), которые выехали в неположенное время. Впрочем, были и ситуации, когда диспетчер выдал разрешение на выезд на полосу, не учтя, что там совершает маневр какой-то самолет. Самая страшная — это как раз та катастрофа в Омске в 1984 году, с которой невольно сравнивают нынешнюю. Тогда диспетчер, который работал без смены второй день, просто заснул на рабочем месте. Не думаю, что подобное могло произойти в этот раз...

Сам Роман Дунаев вчера от комментариев отказался. По злой иронии, именно 20 октября, в день катастрофы, у авиадиспетчеров был профессиональный праздник? Может быть, поэтому взлет «Фалькона» доверили вести диспетчеру-стажеру?

СПРАВКА "МК"

По данным Авиационно-метеорологического центра «Внуково», скорость ветра у земли была 3 м/с, дальность видимости в начале взлетно-посадочной полосы — 1000 метров, нижняя граница облачность — 60 метров... Все эти показатели обычно не являются противопоказаниями для взлета. К примеру, ограничением по видимости может быть 200–100 метров, но километр — это вполне нормальный показатель.

ИЗ ДОСЬЕ "МК"

11 октября 1984 г. — самолет Ту-154Б-1, выполнявший рейс по маршруту Краснодар—Омск—Новосибирск, на пробеге после посадки в аэропорту Омск-Центральный столкнулся с тремя аэродромными машинами, производившими работы на ВПП, перевернулся и загорелся. Погибли 169 пассажиров (в том числе 21 ребенок), 5 членов экипажа и 4 работника наземных служб аэропорта. Виновником катастрофы признали авиадиспетчера, который уснул на рабочем месте. Диспетчер и три его начальника получили от 12 до 15 лет колонии.

5 мая 2007 г. — в московском аэропорту «Внуково» Ил-86, выполнявший рейс Москва—Шарм-эль-Шейх с 344 пассажирами на борту, при буксировке на земле столкнулся с автокраном. Самолет получил повреждения обтекателя законцовки крыла.

15 декабря 2007 г. — в аэропорту «Внуково» самолет Ту-134 авиакомпании «Оренбургские авиалинии» с 19 пассажирами на борту, который должен был вылететь из Москвы в Чебоксары, задел фюзеляжем корпус тягача, который вез самолет на точку вылета. Столкновение произошло из-за поломки тягача во время буксировки.

11 июля 2014 г. — в подмосковном аэропорту «Домодедово» пассажирский самолет Airbus A320 столкнулся с тягачом. Самолет получил повреждения обшивки. Жертв и пострадавших нет.

Крушение самолета во "Внуково". Хроника событий


Партнеры