Елена Ардабацкая
Публикаций: 244
Гуантанамо. Фильм “Версия” режиссера Гэвина Худа будет интересен прежде всего тем, для кого это слово — название залива кубинской бухты, где стоит военно-морская база США, — не пустой звук. Кадры пыток узников тюрьмы в Гуантанамо, созданной там шесть лет назад, попав в прессу, взбудоражили весь цивилизованный мир.
В среду на Лазурном Берегу в 61-й раз открылось главное киносоревнование года, итоги которого объявят 25 мая. Каннский фестиваль в этом году стартовал конкурсной картиной “Слепота” бразильского режиссера Фернандо Мейреллеса, который стал звездой в Каннах же 6 лет назад, показав там “Город бога” о жизни трущоб Рио-де-Жанейро. “Слепота” снята по роману португальского писателя Жозе Сарамаго, лауреата Нобелевской премии по литературе 1998 года. В главных ролях мексиканец Гаэль Гарсиа Берналь и американцы Джулианна Мур и Марк Руффало. Притом говорят они в ленте на английском и японском. Такой вот интернационал, или глобализация, говоря нынешним языком. Всего в конкурсе 22 фильма из разных стран мира. А вот Россию в этом году в конкурс не позвали.
Московский кинофестиваль, отмечающий 30-летний юбилей, проходит в этом году с 19 по 28 июня и потому свою конкурсную программу еще не всю собрал. Но на встрече с узким кругом журналистов из ведущих изданий его организаторы некоторыми новостями поделились. Новость номер один — конечно же, это возможный приезд японского актера и режиссера с мировым именем Такеши Китано.
Вчера днем организаторы 61-го Каннского кинофестиваля Жиль Жакоб и Тьерри Фремо объявили официальную программу. В конкурсе самого влиятельного международного киносмотра, который пройдет с 14 по 25 мая, 19 картин из Азии, Европы, Латинской Америки и США. Российское кино строгого отбора не прошло. Видимо, после прошлогоднего прорыва русского кино в конкурс — а в него попали аж две наших картины — “Александра” Александра Сокурова и “Изгнание” Андрея Звягинцева — от России решили передохнуть.
Старейший и влиятельнейший “Кинотавр” проходит в Сочи традиционно в июне (нынче с 7-го по 15-е), и уже сейчас битва за его конкурсную программу достигла пика. «МК» стали известны эксклюзивные подробности грядущего фестиваля.
“Освоив морковку и сделав ее крутой, я буду ей верен навеки”, — сказал в одном из интервью после выхода “Пристрели их” на экраны Клайв Оуэн, отвечая на вопрос, какие овощи он любит не на работе. Теперь эта невероятно остроумная комедия, стильный динамичный боевик и нестандартная история любви — и все это о “Пристрели их” — выходит на DVD. И именно с этого фильма режиссера Майкла Дэвиса “МК” начинает свои подробные обзоры лучшего, что появляется у нас на лицензионном DVD.
Старейшая кинопремия страны объявила своих номинантов. Список “Ники” радует и впечатляет: никаких реверансов в сторону “олимпа” и никаких резких движений против него. “Никой” не забыт даже фильм “12”. А могло бы быть и так, ведь режиссер Никита Михалков сделал все для этого, оказав своей картине медвежью услугу — обвешав ее как елку уже всеми доступными ему статуэтками. Тем самым сразу поставив ее в ранг “неприкасаемых”.
Генеральный директор киноконцерна “Мосфильм” Карен Шахназаров время от времени занимается любимым делом — снимает фильмы. На этот раз он не просто вернулся в режиссерское кресло. В новой картине “Исчезнувшая империя” он вернулся в 70-е годы прошлого века. Интервью для “МК” Карен Георгиевич дал в своем мосфильмовском кабинете, кстати, довольно скромном. В его манере общения есть чувство меры — ценное для режиссера качество. Немного вальяжности, но отнюдь не “гендиректорской”. Таким он был еще в ту пору, когда все называли его просто по имени и только что была снята картина “Мы из джаза”. Немного насмешливости, но не адресованной конкретному собеседнику — просто черта человека, всю жизнь снимающего фильмы, которые он упорно называет комедиями.
— Хорошо, что Никита Сергеевич не взялся снимать “300 спартанцев”! — сказал Юрий Стоянов. Актер-юморист — единственный из 12 актеров фильма “12”, получивших по персональной статуэтке в номинации “Лучшая мужская роль” на “Золотом орле”, кто публично пошутил по этому поводу. “Дюжина Михалкова”, как изящно выразился в стихах со сцены Валентин Гафт, забрала в этот день почти все, на что была номинирована. Кроме приза за “Лучшую операторскую работу”, уступив его второму триумфатору вечера — телефильму “Ленинград”.
— Я считаю, что пою я намного лучше, чем говорю, — сказала Земфира сразу после показа музыкального фильма “Зеленый театр в Земфире”. Режиссером картины в титрах указана Рената Литвинова. Но разговор с обеими по окончании просмотра, устроенного в камерной обстановке — для нескольких кино- и музыкальных критиков, позволяет сделать вывод, что это все же их совместное творчество.
Такое бывает только там, где друг другу верят. На церемонию вручения Национальной премии кинокритики и кинопрессы “Белый слон” в Дом кино пришли все. Статуэтки звездам вручали только звезды, в парном исполнении — артист и кинокритик... И вот ведущий вечера журналист Дмитрий Быков срывается с места, чтобы держать микрофон перед актером Сергеем Пускепалисом, победившим в номинации “Лучшая мужская роль” за фильм “Простые вещи”. И оба получают удовольствие. Критик — от радости за то, что наградили именно того, кто восхитил его. Артист — что известный критик так оценил его работу. И это залог честности: оценка друг друга за работу. Тем более сейчас, когда премию перестали поддерживать богатые продюсеры и “Слон” перешел на финансирование Федерального агентства по культуре и кинематографии.