Увеличить размер шрифта Уменьшить размер шрифта Версия для печати

Почему «хруст французской булки» вызывает споры в российском обществе

Почему «хруст французской булки» вызывает споры в российском обществе

Судьбоносный 1917-й, разделивший историю нашей страны на «до» и «после», остался далеко в прошлом. Однако отрицать его влияние на текущую жизнь было бы как минимум несправедливо. Хотя бы в том плане, что эта историческая развилка и по сей день дает нам поводы для размышлений. Кто-то считает те давние события роковой ошибкой, кто-то полагает, что иного варианта попросту не было. Но есть и те, кто просто ностальгирует. И даже здесь не обходится без трений и споров, порой весьма острых.

На возможное развитие России без большевистской революции есть две радикально противоположные точки зрения: одни видят себя исключительно в дворянских усадьбах, вальсирующими под Шуберта и хрустящими той самой пресловутой французской булкой, другие же низвергают первых с небес на грешную землю. И битье розгами на сеновале, приводимое ими как один из аргументов, еще самое мягкое, что может прозвучать в споре.

Рискну, в свою очередь, заявить, что обе точки зрения неправильны в корне как раз-таки в силу своей радикальности. Разумеется, наивно представлять дореволюционную Россию как некую Утопию, эдакую сказочную страну с молочными реками и кисельными берегами. Проблем при царской власти тоже хватало с избытком, и одной из главных было серьезное расслоение общества. Как сейчас принято говорить, «демократические преобразования» затягивались, и накопившиеся противоречия в определенный момент подошли к точке невозврата. Многолетний социальный нарыв лопнул, приведя к катастрофическим последствиям – думаю, мало кто будет с этим спорить, всерьез романтизируя гражданскую войну. С другой стороны, демонизация впоследствии укоренившегося строя, местами возводимая в абсолют, являет собой другую сторону той же медали. И имя ей упрощение. А это, если говорить о важных исторических событиях, заведомо ошибочный подход.

Однако вернемся к спору между «розгами» и «дворянскими гнездами». Рассуждая о прошлом, многие берут за основу распространенные стереотипы, сводя все к противостоянию белых и красных. Но при этом совершенно забывают о целом культурном пласте, утерянном нами в водовороте тех неоднозначных событий. Есть даже понятие «русская Атлантида», и речь вовсе не обязательно идет о затопленных городах вроде Мологи и Корчевы.

Революция, призванная создать в корне новое общество, ударила прежде всего именно по русской традиционной культуре, напрямую ассоциировавшейся с царским временем, «отсталым» и противоречащим новым идеалам. Это и есть та самая «русская Атлантида», которую мы лишь недавно начали для себя открывать. Не кокошники и не пресловутая фигура «локоток в ладонь, указательный палец в щеку» при исполнении песен под балалайку – все это эрзац, не имеющий ничего общего с настоящей традиционной культурой. Я говорю сейчас о костюмах и головных уборах, имевших свои неповторимые черты в каждой губернии, о культуре чаепития, о самобытных песнях с невероятно разнообразными манерами исполнения. О городах с уникальной архитектурой, о потерянных речевых оборотах, без которых мы вынуждены обращаться к незнакомцу либо безлично, либо по половому признаку, что само по себе чудовищно («Женщина, вас здесь не стояло»). Список можно продолжать еще долго.

Канувшие в Лету традиции – это вовсе не обязательно кружение в ритме вальса с гусарами и светскими дамами. Это самоидентификация, культурный код и хотя бы элементарное знание истории своей семьи и своего региона. И имеется в виду здесь не местечковый снобизм, который представляет собой лишь очередную крайность, а элементарное уважение к собственной культуре.

Быть может, когда одни перестанут фантазировать о графских титулах, а другие приводить в пример лишь негативные стороны дореволюционной эпохи, мы по-настоящему начнем ценить то традиционное наследие, которое у нас осталось? Пока же лично я могу констатировать печальный факт: помимо раскрученных достопримечательностей в Тверской области есть великое множество старинных усадеб, которые находятся в серьезном упадке, что может и вовсе привести к их исчезновению в ближайшее время.

И довела их до такого отношения, смею заметить, не революция, прогремевшая более ста лет назад, а наплевательское отношение уже со стороны нас, современников.

просмотров: 3991



Комментарии пользователей

  • гораздо
    интересней звучит: "хруст французских булок"
  • Хорошая статья
    Заставляет думать и печалиться...

Оставьте ваш комментарий