Увеличить размер шрифта Уменьшить размер шрифта Версия для печати

Почтальон всегда постит дважды (Объяснительная Записка)

Во всяком случае осенью 2018-го мне приходилось постить дважды: статьи в целлюлозно-бумажной (газетной) версии МК  продолжал в электронно-бложном пространстве. Текстуально они совпадали слегка (5-10%), но по главной теме — полностью. В этом смысле получалось — дважды. 

Дуплеты статьи/посты по любимым музыкантам (Rolling Stones) и писателю (Льву Толстому) объясняются элементарно: нехватка места в бумажной газете. Хоть МК и любезно предоставлял максимум площади в рубрике «Свободная тема» — я все же размахивался:  про то, как Роллингам полиция подбрасывала наркотики,  а ЦРУ и МИ-6 даже целого наркокурьера, или почему у Льва Толстого все героини — брюнетки.  И повествование продолжал в блоге. 

«Солженицынский» случай — иное: тут не продолжение, а оправдания. Практически объяснительная записка (писать мне их в силу возможно некоторого разгильдяйства уж  доводилось. «Объяснительную на стол!» — так и звучит эхо  строгих лет и мест службы).     

Вышедшую в МК статью «Погугли ГУЛАГ» один мой друг и трое знакомых сочли  чуть ли не издевательством над А. И. Солженицыным (100-летний юбилей которого…): «Хотя (ты) не повторяешь ходячих обвинений, клеветы, но твой общий тон — недопустимая насмешка».  

Предельная несправедливость и потребовала прибегнуть к жанру «объяснительных» впервые в этом блоге.    

Итак. Я, Шумейко Игорь Николаевич, 8 декабря сего года опубликовал в газете «Московский Комсомолец» статью «Погугли ГУЛАГ»

Настоящим сообщаю, что все «насмешки» там адресованы не  Солженицыну, а лицам продвигавшим  книгу «Архипелаг ГУЛАГ» в школьную программу.  

Дословно в статье:  

«Я лишь укажу на чрезмерность усилий популяризаторов (?) «Архипелага» готовых, дай им волю, имплантировать его детям так, чтоб после знаменитого «Мама мыла раму» сразу шло: «Дяде дали десятку… Мишке дали вышку».

Вместе с тем, по настоящим нынешним обвинениям Солженицыну - призывал-де США бомбить СССР  ядерно — тут  я, наоборот, ссылаясь на  ключевой фрагмент и подзаголовок «Архипелага»:  «Опыт художественного исследования» — объяснял, что это не автор, а его персонажи грозили палачам «карами небесными».  

Мы же не обвиним фильм «17 мгновений весны» в пропаганде фашизма  за то, что там  N раз  кричат «Хайль Гитлер!», «кидают зигу» и открыто демонстрируют символику запрещенных в РФ организаций СС и Гестапо. 

Да, в статье «Погугли Гулаг» я выразил недоверие приводимым в «Архипелаге» цифрам расстрелянных, репрессированных. Но указал и на следующий феномен, интересный, отчасти объясняющий.

Страдания, каторгу описывал  Достоевский в «Мертвом доме», Чехов в «Острове Сахалин»…  Но у Достоевского - люди, страдающие души. У Солженицына тоже. И виноват ли наш век - массовости, статистики, «оцифрованности» — что ему стало мало сказать о Человеках, перешел к Цифрам? Расспрашивал людей, прикидывал «на глазок», суммировал числа жертв.  Нынешние школо-продвигатели «Архипелага» усвоили логику арифметических аргументов: «Для предостережения людям,  обличения тиранов мы, как гуманисты,  просто обязаны возвести эти числа в квадрат!»  

В итоге, опровергая Цифры, забывают и Человека. Парадокс: художественное полотно «Один день Ивана Денисовича» — точнее алгебраических выкладок «Архипелага».

 

Писатель, драматург Юрий Поляков первым выступил против школьного Архипелага, крупно поплатился:  в том числе был удален из Президентского совета по культуре.  Уж в  этом пункте мои позиции  абсолютно неуязвимы  — «и вся королевская конница, вся королевская рать не сможет Шалтая-Болтая… изгнать»! (как не состоящего в  этом сообществе). 

Подробнее Поляков  рассказывал недавно в ноябре, на вечере своего дня рождения. Собственно, та простая, ясная его позиция (не против самой книги, а против включения её в школьную программу)  и вызвала мое желание написать статью «Погугли ГУЛАГ». 

Как бывший препод истории (правда в ВУЗе, но с поправкой на нынешний инфантилизм могу  представить и школьника)  я представил  возможные диалоги на переменках в духе известных персонажей «Наша Раша»: 

— Славик, прикинь, русичка, зверь, заставила реферат писать! По Солженицыну! Чтоб 12 страниц! 

— Да ты успокойся! Погугли ГУЛАГ и скачай.  

— Славик, думаешь, прокатит?

— Да я сто раз так делал!

Согласен: насмехаться над гонимым, немало вынесшим  Александром Исаевичем было бы некрасиво. Потому и надеюсь, что  моя «Объяснительная»  снимет раздражение четырех прямых ее адресатов (моих знакомцев)  и всех, случайно заинтересовавшихся этой коллизией.  Продолжать дуться на меня могут лишь… дайте вообразить… Например, кто-то вложился в изготовление школьных шпаргалок в промышленных масштабах.  Сгенерировал для  11-класников типовые сочинения, рефераты  по теме: «Архипелаг ГУЛАГ» и его влияние на современную литературу».

А тут…

просмотров: 11860



Комментарии пользователей

  • УчОный
    Объяснение прочитано. И мною не принято. Как бывший преподаватель истории. А ныне писатель. Вам есть за что насмехаться над А.Солженицыным. Терпевший "гонения". За просто так? Он сам ныне гонитель. И Ю.Полякова. И правды. И русскости.
  • В школе
    надо изучать не "Архипелаг", а "200 лет вместе"
  • Маргарита Николаевна
    Архипелаг строго говоря вообще не литература, а публицистика. уже поэтому он не должен изучаться в курсе литературы. Более того он полон ошибочных суждений и цифр, и поэтому не должен навязываться молодежи.
  • Уважаемый автор зря извиняется перед "прогрессивной общественностью"!!!
    Заметка про Солженицина написана им в итак в излишне мягкой манере. Нечего этим либеральным господам кроить из этой сомнительной личности очередное "солнце русской словесности" с "совестью нации" вкупе. Ещё, чего доброго, объявят автора "архипелага" недосягаемым для критики субъектом! Совсем с ума посходили...
  • А можно вопрос, МК?
    Как раз про дважды и про почту. Как может быть один и тот же Зуб в двух ртах? (там спор в КП просто, ну вы уже в курсе) Либо роД один. Верно? Верно, представители древнейшего рода занятий?
  • Именно потому задал вопрос...
    А можно вопрос, МК?Как раз про дважды и про почту. Как может быть один и тот же Зуб в двух ртах? (там спор в КП просто, ну вы уже в курсе) Либо роД один. Верно? Верно, представители древнейшего рода занятий?

    ... у писателя, журналисты!
  • МК, время необходимых реформ!
    МК пора реформировать. И лучше сперва сами-сами-сами...
  • fanfurin
    Солженицын великий писатель! Правда, в последнее время, кто только не потоптался на его имени! Зайдите на Миртесен, каких только эпитетов не насмотритесь в адрес Александра Исаевича! Продажная сволочь-самый мягкий! И за что?
  • Старик
    Да не парьтесь вы все. Школьники ненавидят ту литературу, что изучают на уроках по определению. Да и не читают нынешние школьники ничего и никого. Что Толстого, что Пушкина. Нет нынче никакой литературы в школах (а что там осталось кроме ЕГЭ?)

Оставьте ваш комментарий