Увеличить размер шрифта Уменьшить размер шрифта Версия для печати

Соломоново решение шнеерсоновой проблемы


Хотя с 16января 2013 файл давнего спора и пополнился решением вашингтонского судьи Ламберта, «включившего счетчик» для РФ, более важным для дальнейшей судьбы Библиотеки Шнеерсона мне представляется другое, тоже американское, тоже январское решение 1987года. Тогда в Нью-Йорке федеральный судья Чарльз Сифтон вынес вердикт, что библиотека является собственностью движения (хасидов), а не частным наследием. Это перенаправляет спор от претензий шнеерсонова зятя Менахема, проживавшего в местечке Нью-Йорк, в квартале Бруклин, в сферы можно сказать «горнии», духовные, ибо хасиды есть во многих странах, в том числе и в России.
Итак, стороны заявляют…

Государственная библиотека: Это наша культурная ценность.

Нью-йоркские хасиды (Хабад-истского толка): Это наша религиозна ценность. Ставшее именем этого хасидского подразделения — Хабад является аббревиатурой, и первое из слов, его складывающих: Хохма (мудрость), что и склоняет к следующему решению, каким бы странным оно на первый взгляд не казалось.

Самый знаменитый судебный аналог (а может и… «прецедент»! — англо-саксонское право, как известно, основано на прецедентах) описан в Библии (3я Книга Царств).

Две женщины судились пред царем Соломоном о ребенке: «Это мой сын! — Нет, это мой!»… Соломоново решение (в кавычках и без) на том процессе известно всему миру: «Рассеките ребенка! Дайте каждой по половине». Одна согласилась с вердиктом, другая сказала: «Не надо, пусть уж она забирает его живого!» Соломон: «Отдайте ребенка той, уступившей. Она истинная мать его!».

Библия сообщает даже и о духовно-политических последствиях того судебного процесса: «И услышал весь Израиль как рассудил царь. И стали бояться царя, ибо увидели, что мудрость Божия на нем…»(3я Книга Царств).

А если сегодня предложить рассечь детище шниерсоново, поделить каждому по 6.000книг (примерно), а то и вовсе, разрезать их все, каждую страницу пополам и вручить по вороху: тебе, завбибиотекой половину, и тебе, хасид другую…

Назовете такое «соломоново решение» - вполне идиотской стилизацией под вердикт древнего царя? Сей архаичный «прецедент царя Соломона» — в 2013году может и выглядит неуместной шуткой, да есть одна загвоздка. Это для кого-то царь Соломон, примерно что… царь Салтан, царь Додон (из «Золотого Петушка»), царь Горох или там король Артур… Но уж для одной из судящихся сторон царь Соломон, библейски Шеломо – отнюдь не «фольклорный элемент», а официальный религиозный авторитет, можно сказать: соавтор Библии. Вошедший в священное писание своими книгами: «Песнь Песней», «Притчей Соломоновых», («Мишле-Шеломо»), опять же: «Экклезиаст». И книга «Премудрости Соломона» - он же.

Российская библиотека опирается на закон о национализации, на то, что все музеи мира, начиная с «Британского», «Лувра» состоят из коллекций имеющих сходный юридический статус. И греки, египтяне тоже требуют вернуть им их фараонов, Венер, Зевсов… и летящую Богиню Победы Нике Самофракийскую. (Надо представить, что когда-то этим скульптурным шедеврам – молились в прямом, культовом смысле). Но православные греки, египетские мусульмане, понятно, не скажут «верните религиозные ценности, мы продолжим им молиться, как наши предки». В греческих поданных исках — отсутствует (да и вообще как-то трудно представима) подпись, например, жреца Афродиты.

В нашем же случае и жрецы, и подписи, и даже мощное лобби – наличествуют, да еще как!

Хасиды, ранее сравниваемые с протестантами в христианстве, всегда были беспокойной сектой, и среди их вождей-цадиков, боровшихся с традиционными раввинами, потомки белорусского цадика Залмана отличались особо шумной судьбой. Дважды по ходатайству раввинов арестованного Залмана привозили в Петербург, на суд царей, уже русских, Павла и Александра.

Возможно александрово решение евреям тоже показалось в чем-то сродни соломонову. Правда «рассечься пополам» царь Александр своим «Положением о евреях»(1804) предоставил им самим: «Ежели в каком-нибудь месте возникнет разделение сект и раскол прострется до того, что один толк с другим не захочет быть в одной синагоге: в таком случае позволяется одному из них построить свою синагогу и выбрать своих раввинов». А собственно потомки самого беспокойного хасидского цадика Залмана и стали зваться Шнеерсонами.

Однако ж хасидский «протестантизм» не зашел так далеко, что бы отвергать Писание, царя Соломона и его Суд. Так что предложим им рассечь пополам шнеерсоновы книги и посмотрим, кто уступит?

Ведь и вариант простой отдачи («Да заберите свои … писульки!») – тоже чреват: легкость расставания могут понять как непризнание какой-то особой их ценности, «пренебрежение», а там и до антисемитизма недалеко.

А то счетчик, запущенный в Вашингтоне тикает.
 

просмотров: 3633