Финал «Игры престолов»: чем завершилась киносага и что пошло не так

Сценаристы одновременно знали слишком много и слишком мало

20.05.2019 в 08:20, просмотров: 69271

Минувшей ночью в эфир вышел последний эпизод сериала «Игра Престолов». Восьмой сезон, как обещали его создатели, должен был стать лучшим из всех, однако огромному множеству поклонников он таковым не показался. Естественно, в тексте ниже вы встретите множество спойлеров к сериалу, в том числе к финальному эпизоду. Упоминаются в обзоре и книги, этот сериал вдохновившие, пусть об их содержании говорится в основном намеками.

Финал «Игры престолов»: чем завершилась киносага и что пошло не так
Кадр из сериала / gameofthrones.fandom.com

К финальному сезону сразу же было много вопросов. Первая и вторая серии выглядели слишком затянутыми. Третья была настолько темной в буквальном смысле слова, что было сложно что-то разглядеть на экране. В третьей же серии персонажи принимали отвратительные тактические решения, не подчиняющиеся никакой логике. В четвертом эпизоде в кадр попал картонный стаканчик из кофейни, а некоторые герои без видимых причин продолжили совершать необъяснимые поступки.

Наконец, пятый эпизод даже больше предыдущих поразил тем, насколько странными выглядели действия героев. Тирион Ланнистер, который должен быть умнейшим из живущих персонажей, продолжал совершать ошибки. Дейнерис Таргариен со слишком уж неожиданным энтузиазмом стала убивать невинных, предавая собственные идеалы. Джейме Ланнистер, чей образ становился все сложнее на протяжении сериала, и вовсе вел себя так, словно сценаристы решили перечеркнуть развитие его персонажа. Эти «сюрпризы» смотрелось нелогично и, в некотором роде, неуклюже.

Еще раз предупреждаем о спойлерах, если вы не смотрели финальную серию!

От последней серии почти никто не ждал чуда, и нельзя сказать, что оно свершилось. Пожалуй, этот эпизод лучше предыдущих - во всяком случае, он не выглядит настолько переполненным сюжетными дырами. Но даже если бы он был еще лучше, пятый слишком сильно мешает ему по-настоящему блистать. Когда Серый Червь остается верен Дейенерис, это выглядит логично - Серсея убила его возлюбленную, а новая королева ей отомстила. При этом те, кого он казнит, - «свободные люди, совершившие свой выбор». Даже когда Джон в какой-то момент заступается за нее, это можно объяснить еще недавними слишком теплыми взаимоотношениями между ними. Если бы пятая серия не пыталась столь старательно - и резко - превратить Бурерожденную в злодейку, попытки оправдать ее вполне вписывались бы в образы персонажей - даже с учетом ее идей мирового господства. Но совсем недавно Мать Драконов показали абсолютно безумной и кровожадной, и лояльность по отношению к ней уже нельзя показать как нечто закономерное.

Впрочем, шестой эпизод и сам не обошелся без странностей. Многие вопросы в нем остались без ответа, и есть ощущение, что ответов этих в рамках мира сериала попросту не существует. Почему Дрогон расплавил железный трон? Почему все так легко поддержали кандидатуру Брана, хотя далеко не у каждого из присутствующих были на это четко обозначенные причины? Почему Бран так легко отдал Север Сансе, если он не чувствует себя ее братом, и почему в этом случае Яра Грейджой (присутствующая на том же собрании) хотя бы не попыталась потребовать Железные острова? Кому в пятой серии писал Варис об истинном происхождении Джона, и почему это письмо так и не сыграло никакой роли? Не до конца понятным остается и то, каким образом Джона могли «сослать» на Стену, если, строго говоря, от Шести Королевств ее теперь отделяет независимый и подконтрольный Сансе Север.

«Игра Престолов» и раньше удивляла сюжетными поворотами — самыми «классическими» примерами можно назвать казнь Неда Старка и «Красную свадьбу». Однако в ранних эпизодах подобные сцены, сколь бы шокирующими они не были, одновременно выглядели вполне закономерным результатом предыдущих событий. В последнем сезоне так кажется далеко не всегда.

Конечно, многие из проблем завершающего сезона (ту же чашку кофе в четвертом эпизоде) сложно списать на что-то кроме банальной небрежности. Однако несовершенство с точки зрения сюжета может объясняться не столь очевидным образом.

Для того, чтобы понять, почему последние серии выглядят так странно, стоит вспомнить, что «Игра престолов» снималась по циклу романов, причем, что еще любопытнее, циклу до сих пор не завершенному. Дело в том, что автор серии «Песнь льда и Пламени» Джордж Мартин пишет весьма неторопливо. До завершения цикла все еще остается две книги, первую из которых читатели ожидают с 2011 года. Это, вероятно, уникальный случай, когда сериал «обгоняет» первоисточник. Известно, что еще в 2013 году Мартин рассказал сценаристам о некоторых своих идеях «на будущее», и эта информация, по крайней мере частично, была ими использована.

В то же время, если первые сезоны действительно расходятся с первоисточником лишь в мелочах, впоследствии сериал все больше начинал «жить своей жизнью». Многие книжные персонажи, в том числе довольно значимые, в нем отсутствуют. В то же время, отдельные герои, которые в цикле романов живы до сих пор, в сериале были убиты еще раньше, чем он окончательно обогнал печатную версию. Некоторые сюжетные линии также были значительно изменены, а от каких-то сценаристы полностью отказались.

В последних сезонах создатели сериала лишились возможности опираться на книги, поскольку книги эти еще попросту не были написаны. Помимо этого, сам Джордж Мартин, до этого писавший сценарий к одному из эпизодов в каждом сезоне, начиная с пятого сезона отказался от этой практики.

Таким образом, сериал не является «дословным» пересказом книги и уже давно не стремится быть таковым. Но вполне возможно, что некоторые сюжетные повороты восьмого сезона действительно будут присутствовать в книгах. И это может объяснять многие недочеты сериала.

Вероятно, «подсказки» Джорджа Мартина сыграли со сценаристами злую шутку: в попытках «подогнать задачу под ответ» не сумели выстроить мотивацию персонажей столь же качественно, как автор «Песни Льда и Пламени». И это действительно сложная задача — сам Мартин неспроста переписывает роман «Ветра Зимы» уже девятый год. Создатели сериала едва ли имели право столь же решительно жертвовать скоростью во имя качества. Более того, в ранних сезонах сценаристы имели «доступ к первоисточнику», теперь же подсказки шестилетней давности стали всем, чем они могли орудовать. В результате действия некоторых персонажей получились странными и не соответствующими их характеру.

Не помогает и принятое ранее решение избавиться от определенных персонажей и сюжетных линий. В сериале отсутствует часть предпосылок для предполагаемого «книжного» финала, так что придти к нему, избежав проблем с логикой, становится еще сложней.

Едва ли можно считать спойлерами размышления о еще не вышедших книгах, но ниже будут именно таковые. Можно ли предположить, что Дейенерис действительно сойдет с ума и станет подобна своему отцу? Да, и это будет выглядеть логично (финальный эпизод даже пытается объяснить эту логику), если «переход» в подобное состояние будет плавным. Можно ли допустить, что Джейме, как будто ничему не научившись, погибнет защищая Серсею? Да, если показать, каким образом он оказался там же, где начинал. Может ли Тирион ближе к финалу проявлять себя не слишком умным? Да, если что-то помешает ему оставаться объективным (к слову, в уже вышедших книгах подобное встречается). Мог Варис предать Матерь Драконов, не будучи уверенным в ее безумии? Да, если у него были тайные мотивы. Мог бы Дрогон в ярости расплавить Железный трон, физически не имеющий никакого отношения к гибели Дейенерис? Да, если бы так работали умственные способности и логика этих существ, а зрителям эту логику бы объяснили. В конце концов, могли бы все поддержать Брана, когда Тирион предложил сделать его королем? Да, если бы у каждого были внятные причины считать это лучшим решением. Список можно продолжать.

Таким образом, проблемы «Игры престолов» заключаются не столько в самих сюжетных ходах — пусть показанный сценарий не выглядит единственно возможным — сколько именно «в исполнении».

Впрочем, нельзя исключать и более простое объяснение. Быть может, создатели сериала отклонились от идей Мартина и попытались вставить неожиданные «повороты сюжета», которые придумали сами, но справились с этой задачей хуже, чем хотелось бы многим поклонникам.

Вполне вероятно, что цикл романов завершится совсем по-другому и судьба каждого из ключевых персонажей сложится иначе — об этом мы узнаем лишь когда Джордж Мартин завершит свою работу. Более того, писатель в одном из интервью назвал себя «скорее садовником, чем архитектором», подразумевая, что сам не в полной мере представляет конечный результат своего труда. За шесть лет он мог пересмотреть многие из идей, которыми поделился в 2013 году. Так или иначе, ознакомиться с книгами может быть интересно как тем, кому концовка сериала понравилась, так и тем, кто был ей разочарован.

Читайте материал «Фанаты «Игры Престолов» потребовали переснять последний сезон и собирают подписи»