Рената Литвинова: "Это очень омолаживает - стоять перед пустым холодильником"

Актриса уверена, что жизненные правила перепишутся неожиданным образом

Рената Литвинова как космос - загадочная, парадоксальная и уже по этим причинам манкая. В то время, как ее коллеги (сценаристы и режиссёры) во всю готовятся к воплощению на экране карантина, она  пишет пьесу о... театре. Что ж - самоизоляция, как посмотреть - это тоже театр. О  пандемии как помощнике, о неподтвержденных актерских амбициях и прижизненных гениях мы поговорили с космической Ренатой.

Актриса уверена, что жизненные правила перепишутся неожиданным образом
Фото: Ксения Поггенполь

-Рената, что скажете в пользу самоизоляции?

- Именно на изоляции так ясно начинаешь осознавать - с кем тебе хорошо, а с кем стоит расстаться. Я уже никуда не спешу, и мне когда-то в той мирной жизни так не хватало хотя бы одного дня - просто побыть одной, помолчать , замереть. Я себя хочу научить этому - уметь замирать, держать паузу - уметь быть нигде. Я меняю свою дислокацию - то на даче, где меня ждёт моя дочь Ульяна, то в Москве: в соседнем подъезде живет моя мама на самоизоляции - пока это ещё разрешено . 

- А вам не кажется, что карантин - это ещё не испытание для многих, а реакция на него - своего рода кокетство? Еда есть, все тебя развлекают в онлайне, а ты ещё недоволен. Ведь наше с вами поколение хотя бы по рассказам родителей имеет представление о реальном горе, голоде, знает что такое быть между жизнью и смерть. Чего ныть-то? 

- Мне не на что жаловаться - я всегда себе придумаю много работы. Каждый день я тренируюсь беспощадно с тренером Катей по видео, могу позволить себе  потом долго сидеть и завтракать, болтать, досмотреть  «нетленку», например, Эрнста Любича всего и Феллини (всегда есть, чему у них научиться) и читаю недочитанное. И ещё я припала к своим старым рукописям - начала их читать - местами меня они очень веселят. Так что я над ними тоже работаю. Эти перемены в мире снова расставили свои важные акценты - тексты, рукописи снова востребованы, и писатели, поэты - они нужны !

- Слушайте, а вы представляете себя при самом плохом развитии событий - остались без работы? Чем бы стали на жизнь зарабатывать? 

- Я никогда не ждала, чтобы мне предложили работу, я ее себе сама даю - и в этом смысле привыкла ни от кого не зависеть. Когда не было работы после института - я сама  написала себе монологи медсестры для фильма Киры Муратовой. Приехав к ней в Одессу на пробы, поняла, что никак не гожусь на роль в фильме, но Кире было жаль от меня отказываться. 

Я тогда сама себе написала тексты и исполнила их в картине «Увлечения». С тех пор я обрела статус артистки, и мое творческое после расширилось!

А что такое быть только сценаристом - только зависимость от режиссёров, продюсеров - какая-то подковерная жизнь, когда твои тексты могут что раз урезать или переписать! Так же быть исключительно актрисой - тоже зависимость. Кира во всех смыслах была мой главный учитель - как совмещать в себе и драматурга, и режиссера, и актрису, если надо! И ещё она научила не бояться быть смешной! Конечно, мне ее очень не хватает, моей Киры.

- А если б деньги закончились? И все затянется на неопределенный срок?

- Деньги... они, как живые, когда-то в молодости ещё кончались, и холодильник был такой временами пустой, и мне 100 долларов казались огромной суммой, на которую я покупала себе что-то модное из каких-то стоков и распродаж, еда никогда не была на первом месте! Можно же есть мало, или подруге присылали родственники много колбасы и, помню, ели  только эти бесконечные длинные батоны копчённой колбасы и ещё собаку кормили, которая прибилась на улице ко мне...

И вы, Марина, спрашиваете - если все затянется? Я уверена, что затянется и не будет уже, как прежде - все правила жизни перепишутся самым неожиданным образом. В этом смысле я жду перемен. Я даже их теперь жажду, знаете, это очень омолаживает - стоять перед пустым холодильником.

- Сейчас все высчитывают, на какой минимум можно прожить. Кто-то уверяет, что и на тысячу. Рублей, разумеется. Вы определили для себя допустимый минимум?

- Я не буду себе формулировать свой «минимум средств» - как назначить себе - так и сбудется. В этом есть логика. 

- Знаете, чем сердце успокоить от трагичных мыслей в нынешней ситуации? Ведь вашим героиням, которые у многих ассоциируются в первую очередь с вами,  в самых трагические моменты (смертельная болезнь, например) демонстрировали  равнодушие и даже небрежение  к внешнему миру и тому, что в нем творится. 

-Мне, как творческой единице, не нужно успокаивать своё сердце - я питаюсь, наоборот, переживаниями. Окончательное благополучие - смерть творчеству, во всяком случае, совсем не хочется писать ни о чем! Поэтому я иду навстречу, наоборот, не прячусь ... как от гриппа, например, в детстве - я так любила вдруг заболеть, впасть в температуру, в бредовые сны.

Фото: Ксения Поггенполь

- Но сейчас, когда ваши коллеги (режиссеры, сценаристы) думают о воплощении темы карантина (в разных видах искусства), вы пишете пьесу про театр. Одно название чего стоит - «Посмертные ранения». 

- Я знаю, что кто-то из режиссёров, авторов уже схватился за тему карантина, как за живой материал - наверно, чтобы почувствовать жизнь в таком онлайн-режиме. Я могу понять, особенно когда есть эта потребность бросится в горячую тему. Но у меня свои «горячие темы» - у меня есть свои истории, мои герои всегда отчасти в своём «внутреннем карантине» .

- Но почему именно театр? Вечная тема? Или весь мир - театр и карантин - один из его актов?

- Я пишу сейчас одновременно две пьесы - про актеров - и молодых совсем, и совсем старейшин, и у меня будут исторические броски во времени на тридцать лет туда - сюда. И смерти, и страсти, и войны всех видов - за роли, за жизни. И ещё я пишу вторую пьесу - совсем аскетичную - тоже со страстями и сегодняшнюю. Мне интересно поработать с минимум средств и с минимум актеров (это тоже задача) и ещё с минимум текста .

Когда-то я написала и поставила пьесу, где было много актеров, теперь задача поменялась - извлечь максимум из минимума. И вообще я мечтаю поработать с актерами «старой школы и закалки», где есть священные театральные правила - актёры, которые когда-то работали с великим Эфросом .

К слову, я читаю его дневники сейчас, разбор пьес, репетиций . Молодые актёры очень отличаются и даже... во многом проигрывают мастерам в смысле воспитания, даже ... сценречи - многие так неразборчиво и вяло-тихо  говорят ! И так странно, что они тоже претендуют играть со сцены... Я когда-то в себе это очень преодолевала, когда попала на сцену Художественного театра на роль Раневской в «Вишневом саду» - занималась с педагогом Анной Николаевной Петровой  (весь МХТ ее знает,  она - легенда , недавно мы праздновали ее 90- летие). Все-таки я , наверное, очень требовательная,  но я так отношусь и к самой себе тоже!

- Постановку вы будете делать в театре на Малой Бронной у Константина Богомолова. Почему не в МХТ имени Чехова, где зрители давно привыкли вас видеть и в качестве автора,  режиссера и как актрису?

- Мне предложил Костя Богомолов сделать спектакль у него в театре - поэтому я ставлю именно в театре на Бронной, который он совсем недавно возглавил с таким отчаянным энтузиазмом - это всегда так вдохновляет и завораживает в людях. И я всегда работаю с теми, кто хочет работать со мной. Это должно быть взаимно, не правда ли?

Поэтому ставлю у Кости. Я как бы в театре ещё и преследую сверхцель - потом из этого сделать кино с точно выстраданным сюжетом и своими актерами, поэтому зову в постановку ещё и тех, кого знаю и люблю из прошлых своих фильмов .

- Знаю, что вы уже объявили артистов, которых занимаете в спектакле - Геннадий Сейфулин, например. Кастинг делали, или выбор на личных отношениях?

- Тех, кого когда-то нашла, зачем терять - есть вечные актёры в моей биографии. Из МХТа я уже позвала Кирилла Трубецкого - ему есть грандиозная роль на его амплуа - очень специальное и яркое. Он очень не замыленный актёр - это мне тоже важно, чтобы актёр не кочевал из одного ужасного сериала в другой. Момент сохранения себя уже давно перестали ценить, но не я. Я обожаю, когда актёр как-то себя не множит. Не  могу осуждать, когда берут любую роль - век актеров недолог - могут забыть, выкинуть из обоймы , но ... Всё-таки я люблю дозированное присутствие на экранах . Иначе пропадает ценность  

Пусть будет что-то неизменное - как, например, композитор практически во всех моих работах - Земфира. Всегда подчёркиваю - с нами работает прижизненный гений, вот уж кто инок от музыки. На ее отношение к работе - можно равняться - вот уж кто требователен к себе! Про Земфиру могу писать вечно.

- Но современники не видят гениев в упор, потому что они - современники и рядом здесь и сейчас. А большое видится только на расстоянии. И, как правило, временном.

- Про ныне живущих гениев - тут тонкий лёд. Земфире я боюсь это говорить в глаза - она резко отрицательно реагирует. Но я-то отдаю себе отчёт, кто она - проводник, совокупность таких данных ей талантов: голос, поэтический дар и вообще она - хитмейкер! Но надо подчеркнуть, что она ему с такой отдачей служит и не предаёт - и это  адский труд. 

 А в МХТ им. Чехова я  обязательно что-то покажу  на рассмотрение - свою пьесу - это стоит в моих планах. Но  пока брошу все свои силы на новое на новой Бронной у Кости - там сейчас бушуют страсти, порывы, амбиции, открытые возможности - когда-то таким был единственный в своём роде Олег Павлович Табаков. Он этому учил - быть дерзким, как мальчишка, вечно молодым, даже экспериментатором! Костя в этом смысле его продолжатель - они так много сделали спектаклей вместе - что он стал его главным Учителем.  Мне так хочется видеть.

Читайте также: Литвинова рассказала Собчак об отношениях с Земфирой

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28250 от 27 апреля 2020

Заголовок в газете: Рената Литвинова: «Я жду перемен. Я даже их жажду»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру