В “Лужниках” Шнур пел хиты, матерился и заработал больше ста миллионов

«Ленинград» выступил после трехлетнего перерыва

Трехлетний перерыв в концертах сделал группировку «Ленинград» долгожданным музыкальным товаром. Общий дефицит развлечений в ситуации бойкота от иностранных гастролеров и отмены многих местных звезд породил гипертрофированный спрос на то, что эффектно звучит. Добавьте сюда хорошую погоду – и получится стадионный ажиотаж со Шнуром в главной роли.

«Ленинград» выступил после трехлетнего перерыва
Фото: Игорь Червяков

За час до появления на сцене перед толпой численностью под семьдесят тысяч человек Сергей Владимирович выходит к прессе. Шнур давно стал похож на холеного топ-менеджера и явно не стесняется такого не совсем рок-н-ролльного имиджа. Черная кожаная куртка, черная рубашка, светлые брюки, профессорские очки. От рок-звезды только внушительные фиги в карманах, что по нынешним временам уже немало.

В последнее время Сергей Шнуров в основном реализует себя как автор едких музыкальных эпиграмм на злобу дня. Его ехидные памфлеты о сбежавшей интеллигенции и другой новостной повестке вызывают штормовую полемику в соцсетях и проклятия либеральной общественности. Правда, сам автор утверждает, что давно не пользуется Интернетом и поэтому не очень в курсе, кто и что там проклинает. Свои памфлеты Шнур объясняет невозмутимо просто.

«Мне удобно так писать, песни рождаются сами собой, — говорит лидер «Ленинграда». — Не знаю, как долго это продлится, но за год, который еще не закончился, я написал порядка двадцати пяти треков. Вполне достаточно, уже можно заняться чем-нибудь другим».

В ситуации, когда возмущенная публика называет шнуровские сочинения циничным госзаказом и кричит об окончательной потере совести и продажности автора, наверное, лучше и правда думать только о хорошем. Например, об экономике первого за три года большого концерта.

За несколько дней до мероприятия в музыкальном закулисье ходили захватывающие слухи о финансовой части шоу. Поговаривали, будто организаторы действа предлагали Шнуру сто миллионов рублей, он попросил сто тридцать, и в итоге договорились на сто двадцать. На просьбу «ЗД» прокомментировать такой расклад артист равнодушно пожал плечами и сказал, что порядок цифр примерно такой.

Оставалось только занимать место на арене, чтобы подсчитать хиты и миллионы.

Как это выглядело

Весьма привычно по меркам местных стадионных концертов. Здесь, наверное, может показаться, будто журналист немного капризничает от переизбытка впечатлений, но в сравнении с тем, что происходило в Лужниках на шоу Басты, Лепса и группы «Руки Вверх!», стадионный угар от «Ленинграда» выглядел вполне в традициях того, как у нас представляют концерт на футбольной арене.

Впрочем, на фоне бутафории других своих коллег видеостена на шоу Шнура была самой внушительной, фейерверков и конфетти запасли сверх всякой меры, и еще, конечно же, оркестр. Изначально шоу анонсировалось как концерт с оркестром, отчего сразу возникал вопрос: зачем оркестр на стадионе, где нюансы звука, ради которых и собирается симфонический состав, все равно не прозвучат так, как это могло бы случиться в концертном зале?

Но в версии Шнурова оркестр был скорее для красоты, потому как публике предлагался традиционный для «Ленинграда» шумный электрический концерт с матом, братанием с народом и танцами, уместными для деревенской свадьбы. Все стремительно стартовало и понеслось с какой-то умопомрачительной скоростью. Как отметил сам Шнур, одних только хитов хватило бы на три часа, что утомительно и никому не нужно, в связи с чем был сделан тщательный отбор, который позволял бросать козыри с самого начала действа.

Фото: Игорь Червяков

Связка «В Питере пить» и «Экспонат» довела публику почти до истерики. «Москва, по ком звонят твои колокола» звучала как изощренная ирония, «Кабриолет» и «Вояж» вывели стадионный турбо-рокерский угар на пугающую громкость...

В музыкальном отношении «Ленинград» – не монолитная конструкция, и на разных этапах своей 25-летней истории группа неоднократно менялась и в звуке, и в настроении. В рамках одного концерта все эти тонкости почти стерлись, но по факту были исполнены сочинения, считай, из прошлой жизни. «Дачники» и «День рождения», наверное, у многих вызвали приступ ностальгии, а «Ч.П.Х.», вероятно, порадовала гостей из Петербурга, которые приехали на шоу, потому как в родном городе Шнурову выступать вроде как не дают по причине того, что губернатор Александр Беглов не в восторге от музыкальных эпиграмм артиста в свой адрес. «Я Лужкова пережил – и Беглова точно переживу», – заметил Сергей Владимирович в беседе с журналистами, но ощущение искусственности этого конфликта замечание музыканта все равно не перебило.

В концертах «Ленинграда» обычно предусмотрен антракт, и музыканты решили не отступать от этой традиции. На время, пока главные герои действа переводили дух, все внимание забрал оркестр «Глобалис». За пятнадцать минут музыканты сыграли несколько симфонических переработок хитов «Ленинграда», и в сочетании с видеорядом получился самый торжественный и в чем-то драматичный момент шоу.

На экранах показали специально смонтированный видеоряд на условную тему «Этот безумный, безумный мир». Голодовки учителей в девяностых, первые точки обмена валют, английская королева с Ельциным, Трамп с Путиным, разруха, роскошь, социальные сети, как ящик Пандоры, – и все под весьма тревожную музыку, в которую вдруг превратились народные хиты Шнурова. На таком фоне возникла робкая надежда на то, что вторая часть действа тоже будет особенной. Но с первыми аккордами «Терминатора» стало ясно: деревенская свадьба продолжится.

Фото: Игорь Червяков

«Если у кого-то еще не украли телефон, включите фонарик, будет красиво», – заявляет Шнур, арена сверкает и является идеальной декорацией для «Просто» как фальш-финала. Бисовка начинается с I_$uss. В припеве на экранах появляется фото с кремлевского шоу Филиппа Киркорова, на котором поп-король запечатлен в момент не самого виртуозного дефиле на огромном кресте. Если в планах у постановщиков был троллинг, то он получился очень ярким.

По всем признакам народное шоу заканчивается «Дорогой длинною». Помпезно, символично, с фигой в кармане.

Плюсы

Это было весело, порою лишено всякого стыда и очень энергично. Шнур иногда прятался за могучих бэк-вокалисток, но по сути все два часа провел как клоун на арене, не показав никаких признаков утомления. В общем, народный герой в отменной форме, что, наверное, всех порадовало.

Минусы

Несмотря на объявленный greatest hits, в сет-лист все же проникли несколько современных песенок на злобу дня, что не послужило этим сочинениям хорошей рекламой. Сергея Шнурова было бы не совсем правильно называть автором, от широты таланта которого – мурашки по коже, но в миксе с хитами многолетней выдержки остросоциальные памфлеты звучат как самодеятельный и совершенно несмешной стеб. Именно от таких песенок и от восторженной реакции аудитории на них общая музыкальная комедия превращалась в нечто страшное до жути. Мы же надеемся на лучшее и питаем уверенность в том, что людям такое просто не может нравиться. Но, оказывается, еще как может.

Фраза вечеринки

«Руками машем, изображаем ветер перемен, но не сильно!» – провозгласил Шнур в начале действа. Круто сказано. Мало кто умеет в одной фразе обозначить то, во что превратились наши коллективные ум, честь и совесть.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру