В полях чрезвычайная ситуация

Причина — погодные условия

РЕШЕНИЕ О ВВЕДЕНИИ ЧС НА ТЕРРИТОРИИ ЗАРАЙСКОГО РАЙОНА ВЫНУЖДЕНА ПРИНЯТЬ ЕГО АДМИНИСТРАЦИЯ. Причина — погодные условия.

Причина — погодные условия

Весь комплекс уборочных работ-2013 на полях района, а здесь сосредоточены самые большие в области площади зерновых культур — 13 878 гектаров, до начала проливных дождей шел своим чередом. Организованно и слаженно. Средняя урожайность озимой пшеницы в Зарайске достигла лучшего показателя в подмосковном регионе. Убирали по 40 центнеров с гектара. В некоторых хозяйствах получили и того больше. Был убран овес, остались ячмень и рапс, который с этого года начал возделывать на бывших залежных землях пришедший в район инвестор.

Глава района и сельхозработники давно не видели такой осени.

На очереди — уборка кукурузы и картофеля. Средняя урожайность клубней достигла 250 центнеров с гектара. Люди не уставали радоваться такому урожаю. Нужно было несколько погожих дней. От силы неделя. Чтобы все выращенное было бы убрано, сохранено, а земледельцы сполна получили бы за свой труд. Но это только в песне поется, что у природы нет плохой погоды… С 25 августа зарядили дожди.

29 сентября мы побывали в полях напротив поселка Зарайский, где шла уборка рапса. Но «уборка» — сильно сказано. Нашему взору предстала удивительная картина: механизаторы занимались непривычным для средней полосы делом — вытаскивали утонувший в поле трактор.

— Как это — трактор утоп? И чем вытаскивать? — наивный женский вопрос задала я директору местной сельхозкомпании Виктору Драчеву.

— Да что трактор! Комбайны тонули! Культиватор вытаскивали тремя мощными тракторами в связке. Что же делать… Не оставлять же урожай в поле!

Свернув с асфальта на грунтовку, подъезжаем ближе к зерноуборочным комбайнам. Новенькие, словно экологически чистые, зеленого цвета американского производства агрегаты сиротливо стоят посреди поля под неласковым осенним небом, затянутым темными тучами.

— Давно стоим? — спрашиваю встречного работника.

— Сами видите, в каких условиях уборка идет, — отвечает Сергей Чижиков, работающий здесь механизатором. — Все залило. Вот с утра подморозило, и вышли в поле. Дождик выбил у нас 25 дней. За это время такой техникой мы все бы уже убрали, предпосевную обработку и сев озимых провели. Нашей техникой свободно готовим в сутки по 700–800 гектаров. А тут эти дни тупо простояли. Вот каждую минуту и пытаемся вырвать у природы.

— И как американский комбайн справляется?

— В кабине климат-контроль, температура регулируется по сезону. Обзор большой, видна жатка и наклон… Да погода нам нужна! Погода!

Всю жизнь отдавшие сельскому хозяйству родного Зарайского района глава Зарайского района Андрей Евланов и Виктор Драчев тоже не помнят такой уборки.

— Сегодня ситуация отдаленно напоминает 1978 год, — рассказал Драчев. — Но тогда дожди пошли после 15 сентября — и мы уже успели убрать и отсеяться. В этом году погода не только нас, всех в Московской области «рубит». Мы не успеваем закладывать основу будущего урожая, не успеваем сеять озимые. А яровые никогда не дадут такого результата по урожайности, как озимая пшеница. Да если весной сеять, надо еще искать семена.

— А озимые семена весной не годятся?

— Наша компания взялась в этом году ввести в севооборот в Зарайском районе 24 тысячи гектаров залежных земель. И из них почти 17 тысяч гектаров уже привели, затратив много сил и средств, что называется, в божеский вид, — пояснил Драчев. — Засеяли рапсом и вырастили хороший урожай. Теперь из-за такой погоды приходится тратить дополнительные средства, выполнять трудоемкую работу. Не один, не два раза пройтись по полям, несмотря на то, что экономический интерес диктует сократить до минимума наши затраты. Мы должны были к этому времени посеять 15–16 тысяч гектаров. А засеяно только 3,5 тысячи гектаров. Нам еще предстоит освоить оставшиеся гектары залежных земель. Попытаемся по первым заморозкам успеть и до глубокой осени пустить по кустарникам на этих заброшенных землях кусторезы, чтобы ввести в севооборот еще 6 тысяч гектаров. Наша задача — обрабатывать в Зарайском районе все 25 тысяч гектаров пахотной земли.

Американские комбайны испугались российской осени.

— Поэтому, невзирая на непогоду, не уходите с поля?

— Стыдно как-то по-другому поступать. Да еще урожай — это деньги. Что же деньги на ветер бросать?

И все-таки после легкого заморозка с утра к обеду выглянуло солнце. Солнце и ветер подсушили почву. Зеленая громада комбайна, помигав огоньками задних фар, скрылась из поля зрения.

Тут же подъезжает грузовик с высокими бортами и останавливается на краю поля, на грунтовке.

— Сейчас комбайн сюда подъедет, потому что машина тяжелей и тоже тонет в грунте, — объяснил Драчев. — Будет разгружать первый сегодня бункер. Погода позволит — будут работать и ночью при фарах.

Вместе с главой района возвращаемся в Зарайск. Прошу Андрея Васильевича рассказать, что даст району введение чрезвычайной ситуации, ведь хорошую погоду даже эта мера не обеспечит.

— Это решение дает возможность оказать сельхозпроизводителям поддержку из федерального бюджета из-за потерь, вызванных погодными условиями. Зарайский район занимает первое место в области по посевам зерновых культур — под зерновые отводится 13 тысяч гектаров. Валовый сбор зерна достигает 35 тысяч тонн в год — почти третья часть областного. Общие посевные площади хозяйств составляют 31,4 тысячи гектаров. До этого года в агропромышленный комплекс района входили восемь предприятий и сорок крестьянско-фермерских хозяйств. Они выращивают зерно, картофель, получают молоко высшего сорта, мясо. В этом году пришел инвестор, которого не надо учить культуре земледелия, у которого есть и свой экономический интерес и работники которого преданы земле.

— Пришли всерьез и надолго? Они собственники обрабатываемых земель?

— Они не временщики, и это нас радует. Землю же они взяли в аренду у собственника, который не желал ею заниматься, и планируют обосноваться в районе надолго. Вместо привычных зерновых культур — ржи, пшеницы — они засеяли поля рапсом, переработка которого дает большой экономический эффект. Не зря рапс называют культурой будущего. Из сельскохозяйственной он превращается в культуру стратегическую, позволяющую получать не только продукты питания, корма для животных, но и возобновляемое техническое сырье, широко используемое на транспорте и в промышленности.

— Андрей Васильевич, как повлиять на собственников, чтобы они обрабатывали заброшенные земли?

— Только экономическим путем. Механизм один — убедить через налоги, что невыгодно стало быть собственником этих земель и нести неоправданные расходы. Эффективнее сдать в аренду, продать настоящему хозяину. И мы, аграрии, благодарны, что губернатор Московской области Андрей Воробьев, власть на федеральном уровне всерьез взялись за решение этой проблемы. Надо привести в чувство таких собственников и повысить ставку на сельхозземли, не находящиеся в севообороте. При этом — обратите внимание — минсельхоз области, ужесточая требования, в то же время впервые в этом году пошло на беспрецедентный шаг и начало выплачивать субсидии до 30 процентов от затрат на культурно-технические работы. Вопрос об увеличении штрафов за ненадлежащее использование земель еще в стадии решения, но наши отношения с этими собственниками, у кого березки на земле успели вымахать, уже стали носить другой характер — и пошел диалог.

Самое больное для земледельца — это видеть, как гибнет в поле выращенный урожай.

…Наш разговор происходил в машине, и глава района сам был за рулем. За окном проносились гектары и гектары родной земли. Особенно радовал глаз ярко-зеленый бархат успевших взойти озимых. На других полях цвета степи — чернели свежераспаханные полосы… На поле буро-черного цвета уже не колосится неубранный ячмень — пророс из-за дождей на корню, потеряв ценность. Каждое зернышко уже дало зеленый росток.

— Самое больное для земледельца — это видеть, как гибнет в поле выращенный урожай, — сказал Евланов. — Так было и будет всегда. Помните у Некрасова: «...только не сжата полоска одна. Горькую думу наводит она».

— Но эти ребята и ветераны в поле сегодня настоящие герои в битве за урожай. И пусть инвестор пришел в ваш район с деньгами, с идеями, с высокопроизводительной техникой и новыми технологиями — на земле-то работают уроженцы вашего района.

— Для меня это тоже главное, — согласился Евланов.

В ТЕМУ

Земля работает на 40%

Власти Подмосковья решили наказать владельцев необрабатываемых сельхозугодий.

Все нерадивые хозяйственники отныне будут платить земельный налог в пять раз выше, чем те, кто сеет и пашет.

Об этом «НП» рассказал заместитель председателя правительства Московской области, министр сельского хозяйства и продовольствия Владимир Барсуков.

— Сегодня в области 1 миллион 480 тысяч гектаров сельскохозяйственных угодий, из них 1 миллион — пашни. Обрабатывается 780 тысяч сельхозугодий, из них 500 тысяч пашни, то есть практически половина продуктивных земель, рассказал Владимир Николаевич. В связи с этим ввод в севооборот залежных земель — в числе самых приоритетных вопросов в программе развития Подмосковья.

Во всем мире земля и имущество являются основой бюджета. По словам Владимира Барсукова, в нашем регионе земля сегодня работает в лучшем случае на 40 процентов. Общий объем неиспользуемых угодий на территории региона составляет около 700 тысяч гектаров, налоги от использования которых могли бы значительно увеличить областной бюджет, поскольку за счет вовлечения в оборот земель сельхозназчения можно дополнительно получить порядка 4 миллиардов рублей налогов, что позволит произвести продукции на 71 миллиард в год.

— Ведомственной целевой программой министерства предусмотрено ввести до 2020 года в интенсивный сельскохозяйственный оборот 400 тысяч гектаров ранее неиспользуемой земли, а также провести ее инвентаризацию, — утверждает Барсуков. — Активное целевое использование сельхозземель по назначению и позволит пополнить доходную часть муниципальных бюджетов.

Сейчас на практике собственники земли сельхозназначения, независимо от того, обрабатывают они землю или она пришла в запустение, платят в муниципальный бюджет одинаково, по льготной ставке 0,3 процента от кадастровой стоимости. Глава региона предложил для нерадивых хозяйственников увеличить ставку земельного налога в пять раз и платить по максимуму — 1,5 процента. Даже не обрабатывая землю, они должны поддерживать экономику области.

Хорошие показатели по вводу залежных земель, как выяснилось, есть в Подольском районе. Здесь обрабатываются 98% земель сельхозназначения. В Ступинском — 80%, Дмитровском — 77%, Ленинском — 76%, Серебряно-Прудском — 76%, в Домодедове — 88%. Успешно работает в этом направлении также Зарайский район. Здесь уже введено в севооборот более 14 тысяч гектаров. На севере области в лидерах Дмитровский район — 3200 га, Сергиево-Посадский — 2600 га. На западе — Волоколамский — более 2 тыс. га, Лотошинский — 1600 га. Всего по области на сегодняшний день эта цифра составляет 32 тыс. га.

Крайне неудовлетворительно используются сельскохозяйственные угодья в Серпуховском районе, лишь 27%, Каширском — 36%, Луховицком — 37%, Клинском — 37%, Егорьевском — 38%. Не приступили к реализации представленных программ: Воскресенский, Егорьевский, Каширский, Люберецкий, Ногинский, Шатурский, Щелковский районы.

Муниципальные образования: Красногорский, Мытищинский, Павлово-Посадский, Рузский, Серпуховский, Солнечногорский и Талдомский районы — к началу осени так и не представили утвержденные муниципальные программы.

В то же время жители обращаются к губернатору, в правительство и требуют навести порядок с необрабатываемыми землями, которые реально представляют собой рассадники мышей, являющихся кормовой базой для лисиц, переносящих бешенство. Жалуются люди и на заросли борщевика. В бурьяне размножаются клещи, и понятно, что эти земли являются потенциально пожароопасными.

Но есть еще и экономика. По словам Владимира Барсукова, ввод в севооборот 400 тысяч гектаров даст, по самым скромным подсчетам, более миллиона тонн зерна. Такие объемы у нас потребляет все животноводство за год, и это по сегодняшним ценам 8–9 миллиардов рублей, которые область вынуждена отдавать в другие регионы.

— Наша задача в этом году — ввести в севооборот 50 тысяч гектаров не используемых пока сельхозземель, ведь и в октябре еще можно готовить почву под весенний сев, — заявил «НП» министр сельского хозяйства. — Земля должна работать на благо жителей Подмосковья, приносить налоги в бюджет, давать экологически чистые продукты.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру