"Путин сдать Лукашенко не может"

Хотя для Кремля в Белоруссии есть альтернативные кандидаты

После напряженной весны и голосования по поправкам в Конституцию Владимир Путин вправе был рассчитывать на небольшой передых. На август в его рабочем графике не было запланировано никаких поездок и крупных совещаний - только двусторонние встречи. Однако выборы в Белоруссии полностью изменили отпускной настрой российских элит: всю эту неделю Владимир Путин не слезает с телефона, фактически взяв на себя функции посредника между Александром Лукашенко и европейскими лидерами.

Хотя для Кремля в Белоруссии есть альтернативные кандидаты

Судя по скупым сообщениям Кремля, переговоры с Батькой касаются тех мер поддержки, которые в рамках договоров о Союзном государстве и ОДКБ может оказать его режиму Москва.

То, что Россия считает Лукашенко избранным президентом и не ставит под сомнения легитимность его полномочий, дал понять Дмитрий Песков. «Владимир Путин поздравил Лукашенко с победой на выборах», - напомнил он журналистам.

Помощь может быть оказана по нескольким направлениям - от финансовой до технологической и методической. У российских силовиков есть успешный опыт пресечения массовых акций (как показывает практика, для этого бывает достаточно выявить и задержать в превентивном порядке организаторов протестов), а также точечного отключения интернет-ресурсов. Многие, наверное, заметили, что в России невозможно было посмотреть пресс-конференцию по итогам первого заседания Координационного совета белорусской оппозиции с ее ресурса - он оказался заблокированным, хотя все остальное работало.

Москва заинтересована в купировании протестов, разобщении сил оппозиции, прекращении забастовок на предприятиях - когда ситуация успокоится, можно будет решать, что делать с Лукашенко. Белорусские политики не являются для российских властей «терра инкогнита»: альтернативные кандидаты у Кремля, наверняка, уже есть. Тот же Виктор Бабарико (экс-кандидат в президенты Белоруссии) много лет возглавлял дочерний банк «Газпрома», а в такие места с улицы не попадают.

Больше вопросов вызывает схема передачи власти. Это сейчас Лукашенко говорит, что готов к политическим реформам - принятию новой Конституции и повторным выборам президента и парламента на ее основе. Но, как уже не раз бывало, если «ветер переменится» и Батька вновь почувствует почву под ногами, он может с лёгкостью отказаться и от публичных обещаний  и от кулуарных договоренностей. С такими финтами «братского» президента Кремль сталкивался уже не раз. Но сейчас особого выбора у Владимира Путина нет: сдать Лукашенко на милость оппозиции и стоящего за ней Запада он не может по определению. 

Что касается присоединения Белоруссии к России до конца года, о чем любят порассуждать в соцсетях, то на данный момент это вообще из области фантастики. Белорусы такой вариант для себя даже не рассматривают. А то, что не поддерживает народ, не поддерживает и Владимир Путин - такой у него имидж. 

Военное вторжение в Белоруссию принесло бы Кремлю одни издержки - от усиления антироссийских настроений, которых в отличие от Украины в Белоруссии практически нет, до новых западных санкций и падения рейтинга ВВП внутри собственной страны. В общем, даже если Лукашенко сам попросит, ему скорее всего откажут: с точки зрения здравого смысла, который не изменяет Владимиру Путину, силовой вариант урегулирования конфликта абсолютно иррационален.

Другое дело, что российский президент считает необходимым предупредить западных лидеров о недопустимости вмешательства в дела Белоруссии извне и для этого напоминает о наличии договоров о взаимопомощи, в том числе по военной линии.

Но и для Меркель с Макроном повторение украинского сценария - настоящий страшный сон: Боливар в лице Европы просто не выдержит двоих. Позиция лидеров Германии и Франции сводится к тому, что надо прекратить насилие, освободить политзаключённых и сесть за стол переговоров. Признать победу Светланы Тихановской, как того хочет оппозиция, Европа тоже не может - результаты выборов неизвестны, поэтому надо проводить новые. По сути это означает, что, не признавая победу Лукашенко, Запад признает, что, как минимум, на переходный период он останется президентом. Известно, что Меркель дважды пыталась поговорить с Батькой о ситуации в стране, но он отказался брать трубку.

Эммануэль Макрон, в свою очередь, сообщил, что обсуждал с Путиным возможность привлечения ОБСЕ в качестве посредника между белорусскими властями и оппозицией. Лукашенко и гражданскому обществу нужен диалог, сам он не выстраивается, поэтому необходимо вмешательство международных экспертов, считает французский президент. По его словам, Владимир Путин поддержал эту идею, а белорусский лидер, пусть и нехотя, но тоже согласился.

Напомним, что привлечение миссии ОБСЕ - это стандартный способ ЕС попытаться повлиять на внутренние конфликты. Впрочем, не всегда успешный. Миссии ОБСЕ привлекались к урегулированию ситуации в экс-Югославии, Приднестровье, Нагорном Карабахе, в 2014 году было принято решение о вводе международных специалистов на территорию Украины. Однако ни один из перечисленных конфликтов не был разрешён полностью. А некоторые страны, в частности, Азербайджан, неоднократно обвиняли ОБСЕ в неэффективности, называя миссию «кладбищем идей». 

На Украине невооружённые миссионеры общались с представителями конфликтующих сторон, занимались сбором информации и писали отчёты. Тем же самым, по всей видимости, им предлагается заниматься и в Белоруссии. Понятно, что Лукашенко, не привыкшего, чтобы кто-то совал нос в его дела, подобная перспектива раздражает. Но Владимиру Путину ОБСЕ ничем помешать не сможет. В нынешней ситуации российский президент является единственным реальным посредником, которому по силам договориться и с Лукашенко, и с Западом, и с представителями оппозиции.

Читайте репортаж из Белоруссии ""Мерзкие морды": в Белоруссии разгорелась тихая гражданская война"

Сюжет:

Выборы президента Белоруссии 2020

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру