Три пинка для России: политологи выбрали разочарование года

А мнения по поводу «события года» неожиданно разошлись

Уходящий год стал поистине переломным для России и для всего мира в целом. Специальная военная операция на Украине, санкционная политика США и Евросоюза, разрыв отношений с Западом и попытка разворота на восток - любой из этих моментов мог бы претендовать на звание события десятилетия, не то что года. Вместе с политологами Алексеем Макаркиным, Сергеем Маркеловым и экс-замминистра иностранных дел Андреем Федоровым «МК» анализирует политические итоги-2022.

А мнения по поводу «события года» неожиданно разошлись

Событие года

Главным событием уходящего года эксперты практически единодушно признали полный и безоговорочный разрыв с Западом. Политолог Алексей Макаркин напомнил, что если в начале года Россия была готова к переговорам как с Украиной, так и с коллективным Западом по поводу Украины, то на излёте 2022-го настроения пережили трансформацию вплоть до жесткого ультиматума — Зеленский должен уйти, а Незалежная и Вашингтон должны принять существующие реалии, включая прием Россией в свой состав четырех новых регионов.

- В этом году, а точнее 24 февраля 2022 года, началась реально новая эпоха, которую еще долго не забудут. Разрыв повлиял как на внешний, так и на внутренний политический контур. По масштабам этот год трудно сравнить с каким-либо другим в российской истории. Пожалуй, можно провести параллели с 1987-м, когда Горбачев и Рейган своим решением прекратили холодную войну. Тогда это событие расценивалось глубоко положительно. Однако это был мир на чужих условиях. 2022 год стал попыткой взять реванш и отыграть назад, развернуть процесс, который начался в 1987 году, - говорит Макаркин.

Политтехнолог Сергей Маркелов в качестве главного события года выделил беспрецедентный процесс разделения российского общества в свете СВО — вплоть до жесткой поляризации.

- После начала специальной военной операции публика очень ярко разделилась с дальнейшей трансформацией в течение года. Выделились турбо-патриоты, оптимисты и те, для кого «всё пропало». Возникло много дискуссий в соцсетях. Но вместо того, чтобы приходить к общему знаменателю, люди расходились во мнениях еще сильнее и уходили из чатов, еще сильнее не понимая друг друга.

Также знаковым процессом уходящего года Маркелов назвал трансформацию отношения к Украине на фоне кризиса.

- В начале года мы говорили о том, что хотим оставить Украину своим другом. В конце года мы говорим, что Украина не самостоятельна.

По мнению экс-замминистра иностранных дел России Андрея Федорова наиболее знаковым событием уходящего года стала сама специальная военная операция на Украине и санкционная политика запада.

- Западные санкции по праву могут быть признаны событием года, поскольку они пусть и пришли в 2022-м, но останутся с нами и в 2023-м. Только на первую половину следующего года в ЕС запланированы три пакета санкций, цель который — полностью отрезать Россию от рынка, в первую очередь, высоких технологий, - пояснил дипломат.

Сюрприз года

Самой большой неожиданностью для экспертов стала реакция россиян на драматические события 2022-го. Как отмечают специалисты, граждане нашей страны фактически проживают две жизни одновременно: в соцсетях активно «воюют», в оффлайне продолжают жить повседневными заботами и бытом.

- Наблюдаются очень серьезные расхождения в поведении и реакциях людей в сети и за ее пределами. Люди стали воинственны в соцсетях, а в реальности они эдакие «розовые пони», - прокомментировал психологическое состояние россиян Сергей Маркелов.

Политтехнолог рассказал, что социологические опросы, проведенные в социальных сетях, разительно отличаются от срезов общественного мнения, сделанных с «живыми» респондентами:

- В сети люди называют топ-3 тем, которые заставляют их тревожиться сильнее всего. Это СВО, Америка и газ. Но если людей опрашиваешь в реальной жизни, условно говоря за чашкой чая в кафе, ответы совершенно другие.

Людей волнуют зарплаты, рынок труда, найдется ли для ребенка место в яслях и когда отремонтируют подъезд. В этом главный сюрприз и парадокс этого года: люди стали диванными аналитиками в сети и бойцами с повседневностью в реальной жизни.

Еще одним сюрпризом для политологов и социальных психологов стала реакция россиян на объявление частичной мобилизации. Отозвавшись поначалу настоящим взрывом в умах неподготовленных к такому развитию событий граждан, мобилизация не превратилась в длящийся стресс:

- Страна даже после такого мощного триггера, как частичная мобилизация, впала лишь во временное помешательство. Но это нисколько не зафиксировалось в головах у людей. Опять же, в соцсетях говорится о том, что «мобилизация пришла в каждый дом», но реальные опросы показывают радикально иную картину. Страна как коллективный мозг не погрузилась в тему СВО. Страна не вздрогнула, - констатировал Сергей Маркелов.

Достижение года

По мнению политтехнолога Сергея Маркелова, главным результатом уходящего года со знаком плюс стало изменение системы коммуникаций в России. Правда, пока эти каналы коммуникации «кривые»:

- Мы справляемся с новыми вызовами. Россия показала хорошую адаптивность практически всех систем. Отлично потренировалась справляться с сильнейшими стрессами финансовая система. Ожила отрасль автопрома. Многие заводы могли остановиться, но этого не произошло. Мы находим те или иные решения во всех отраслях промышленности.

Россия в этом году жила по правилу «трех пинков». На первый пинок россияне всегда реагируют: «Показалось». Со второго пинка осознают, что что-то происходит. А с третьего начинают что-то делать. Этот год дал нам сразу все три пинка.

Экс-замминистра иностранных дел России Андрей Федоров уверен, что главным достижением 2022-го стала устойчивость страны на фоне санкционного давления коллективного запада.

- Главной удачей стало то, что мы сохранили страну, ее экономику и потенциал. Россия выстояла за счет своих резервов, профицита бюджета и прибыли от экспорта энергоносителей. При этом замороженные на западе российские золотовалютные резервы не сыграли особой роли и негативно на экономическом и политическом состоянии страны не сказались, - отметил дипломат.

Разочарование года

Главная несбывшаяся надежда-2022 по мнению экспертов — это Китай. Политологи отмечают, что российское руководство в начале года рассчитывало на КНР как на прочного союзника в военно-политическом плане и партнера на экономическом фронте. Но уже к концу года стало очевидно — Поднебесная не особенно-то нуждается ни в союзниках, ни, тем более, в друзьях.

- Китай нам не помощник. Он поддался давлению Запада и запретил продажи в Россию своих микропроцессоров, которые могли бы решить проблему нехватки компонентов микроэлектроники.

Китай будет помогать нам политически — например, блокировать антироссийские проекты резолюций на площадках ООН. Однако в экономике КНР не станет ни за кого вписываться, рискуя попасть под вторичные санкции, - считает Андрей Федоров.

Алексей Макаркин также полагает, что любое союзничество для Китая оказалось обременительным, что для нашей страны стало неприятным сюрпризом:

- У Китая нет союзников, у них есть только интересы. У нас закончились иллюзии о том, что на востоке есть союзники России. Единственное реальное сближение этого года — это диалог с Ираном. Однако и он не в полной мере может быть назван союзником. Иран сейчас исходит из того, что с Россией ему быть выгодно, а с Европой быть не получается.

Еще одним разочарованием года политологи назвали ситуацию в ОДКБ. По мнению Алексея Макаркина, из всех стран-участниц только Беларусь открыто выступает на стороне России. Остальные государства осторожничают и маневрируют.

- Никто из стран ОДКБ не хочет выступать на стороне России в украинском кризисе. Более того, Россия в этом году находится между Арменией и Азербайджаном, как между двух огней.

С одной стороны, Армения сближается с Западом. С другой — у Азербайджана остаются привилегированные отношения с Турцией. В результате наши миротворцы зажаты в тиски. От них требуют выполнения взаимоисключающих задач.

То же самое происходит и в связке Таджикистан-Киргизия. Если на какой-то международный саммит приезжает президент Киргизии, туда не едет президент Таджикистана. Где присутствует глава Таджикистана, там нет киргизского лидера. Для России такая ситуация, очевидно, является серьезным разочарованием, - комментирует политолог.

«Прыгнуть за горизонт не получилось» - так характеризует ситуацию в России на конец года политтехнолог Сергей Маркелов. Главным разочарованием эксперт считает срыв или серьезный сдвиг вправо планов по освоению новых подходов в экономике и образовательных проектах.

- Все это пока осталось только в головах у чиновников, - констатирует Маркелов, - На конец этого года главным принципом для губернаторов в регионах является «не трогай — не сломается» и «лишь бы не было бы хуже».

Политик года

2022-й зажег на отечественном политическом Олимпе сразу плеяду звезд. Ну или как минимум персоналий, которым хотелось бы таковыми стать в наступающем году. О своих планах войти в большую политику объявил Игорь Стрелков. Освобожденный из американской тюрьмы Виктор Бут попал в ряды ЛДПР буквально в режиме «с корабля на бал». Громкие заявления основателя ЧВК «Вагнер» Евгения Пригожина заставили многих аналитиков заговорить о намерении бизнесмена трансформироваться в публичного политического игрока. Увенчались ли чьи-то наполеоновские амбиции успехом?

Политолог Алексей Макаркин отмечает, что в этом году политическая арена удивительным образом разделилась. Феномен «двух реальностей» - соцсетей и оффлайн-пространства — проник и сюда.  В результате одни политики (и кандидаты в политики) живут исключительно в интернете, а другие — в реальности.

- В этом году в России сформировалась особая Телеграм-культура. Тот же Виктор Бут как политик существует преимущественно в сознании авторов Телеграм-каналов. Там сразу после его вступления в ЛДПР стали появляться разнообразные версии: куда же пойдет Бут?

То же самое происходит и с Игорем Стрелковым. В сети он выступает как критик, затем Телеграм-каналы начинают обсуждать, куда он пропал, когда поехал в зону СВО. Всё это живет исключительно в сетевом пространстве и не имеет никакого отношения к реальному политическому контуру.

- Общественная повестка связана не с Телеграмом, а с телевидением. У нас много лет «хоронят» телевидение, но этот год показал — ТВ-повестка остается нормативной. Телеграм-каналы слабо влияют на массовую аудиторию.

На ТВ-каналах показывают краткий ролик: «Виктора Бута освободили из американской тюрьмы, и это хорошо». Затем следующий ролик: Виктор Бут был на мероприятии ЛДПР. Но к либерально-демократической партии у массового избирателя интерес слабый, поэтому и Бут для аудитории — освобожденный узник, а не перспективный политик.

Так же слаб интерес масс к напряженным отношениям Пригожина и губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова. Их не показывают по телевизору, значит в массовом сознании их нет, - объясняет Макаркин.

По мнению политолога, единственный политик, который раскрылся новыми гранями в уходящем году, - Рамзан Кадыров.

- Кадыров сочетает в себе общественный интерес, высокий уровень медийности и реальную политическую активность. Но, опять же, если в Телеграм-каналах его представляют уже политиком федерального значения, то для массовой ТВ-аудитории он остается политиком регионального масштаба, - говорит эксперт.

Сергей Маркелов считает, что все политики в России в этом году разделились на «технических» и «операторов политических процессов». Из игроков второй группы эксперт особенно выделяет первого замглавы администрации президента РФ Сергея Кириенко. Из первой — премьера Мишустина:

- Кириенко не только технически хороший исполнитель. Он постоянно генерирует новые проекты. Это и общество «Знание», и возрождение пионерии, и модификация различных общественных инициатив. К тому же Кириенко отвечает за вопросы интеграции новых регионов в состав России.

Технические же политики — это те, кто выполняет поручения президента. Наилучшим образом здесь себя проявил Михаил Мишустин. Он идеальный менеджер. Он аккуратен, четко рулит вертикалью правительства и тянет на себе все инфраструктурные проекты.

Бывший замглавы МИД России Андрей Федоров считает, что самой яркой политической фигурой года может считаться Дмитрий Медведев. 

- Медведев в этом году вновь стал серьезной медиа-фигурой. Он доводит до аудитории ту самую жесткую позицию, которую не может позволить себе озвучивать президент. Кроме того, Дмитрий Медведев - зампред Совбеза РФ, а роль этой структуры с учетом современных вызовов растет сегодня и, без сомнения, будет расти в следующем году.

Сюжет:

Новости СВО

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28942 от 28 декабря 2022

Заголовок в газете: СВО и последствия

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру