«Меня очень возмущают некоторые голоса в Европе, которые пытаются убедить украинцев в том, что они могут стать членами ЕС немедленно», – заявил в интервью немецкой ежедневной газете Augsburger Allgemeine бывший глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер.
Юнкер выразил мнение, что присоединение Киева к ЕС не принесет пользы союзу, так как Украина глубоко коррумпирован и нуждается в масштабных внутренних реформах.
Кажется, что такое мнение не совсем типично для Европы. Однако так действительно только кажется. Обратимся к недавнему материалу Politico, в котором три неназванных дипломата подтверждают намерение лидеров ЕС начать официальные переговоры о присоединении Киева к блоку. Дискуссия должна стартовать до конца года.
Многие вспомнят, как быстро страны ЕС предоставили Украине статус кандидата на вступление в союз и возразят, мол, намерения серьезные. Обещать – не значит жениться. Politico подчеркивает: любое решение начать официальные переговоры о вступлении Украины в ЕС чревато политическими и юридическими последствиями.
Дело в том, что старт подобных дискуссий внутри блока возможен лишь при условии, что страна-кандидат выполнила семь необходимых условий, включая судебную реформу и пресечение коррупции. По данным украинского правительства, по состоянию на август были выполнены только два из семи условий. О каком тогда вступлении может идти речь?
Мало того, поддерживает логику Юнкера и глава европейской дипломатии Жозеп Боррель. Причем высказывал он вполне конкретные посылы неоднократно. Так, после неформального заседания Совета ЕС на уровне глав МИД в украинской столице в начале месяца Боррель заявил: «Я не в курсе, откуда появилась эта идея. Кто говорит о неполном членстве, членстве на 50% или 25%? Членство – это членство, и точка».
Как сообщало издание Politico, на альтернативном варианте полноправному членству в ЕС настаивали Франция и Германия. Однако эти западноевропейские государства, наверное, были не в курсе, что если блок начнет расширяться, то немалые вложения этих стран станут основными. По сути, расширение блока тянет за собой увеличение бюджета ЕС на 21% (до 1,47 триллиона евро).
Снова вернемся к Боррелю. Буквально 1 октября, выступая в Киеве, верховный представитель ЕС по иностранным делам отметил: европейская дипломатия должна заставить украинское общество потрудиться для вступления в блок.
«Вступление Украины не произойдет ни завтра, ни послезавтра, но мы хотим, чтобы это произошло раньше, а не позже, поскольку это самая лучшая гарантия безопасности Украины», – заявил Боррель.
Присоединился к блоку скептиков и депутат Европарламента от Франции Тьерри Мариани: «У Украины нет шансов вступить в ЕС в ближайшее время. Страна еще далека от соответствия всем стандартам Европейского союза, особенно с точки зрения борьбы с коррупцией, финансовой стабильности и функционирования институтов внутри государства».
Скептически относится к европейским перспективам Украины и депутат Европарламента от Хорватии Иван Вилибор Синчич. Он убежден, что «скорее всего, Украина останется нейтральной в этом политико-экономическом вопросе».
Еще раз сконцентрируем внимание: расширение блока для ЕС – дорогостоящая процедура. По подсчетам Совета Евросоюза, расширение за счет всех кандидатов на вступление в союз обойдется Брюсселю более чем в 256 миллиардов евро. В случае «заскока» Незалежной в «европейскую семью» Киев будет иметь право на 186 миллиардов евро в течение семи лет.
То, что лидеры ЕС договорились начать переговоры о вступлении Украины в блок, тоже мало что значит. Вспомним пример Турции. Эта страна – кандидат на вступление в ЕС с 1999 года. Переговоры с Евросоюзом Анкара начала в 2005 году. Как мы видим, статус страны в рамках ЕС не поменялся никак.
Еще в июле этого года аналитики издания Foreign Policy Ильке Тойгюр и Макс Бергманн писали: высокопарная риторика лидеров ЕС о членстве Украины не соответствует их действиям. Брюссель и страны - члены блока делают недостаточно для того, чтобы принять Киев в свои объятия.
Авторы материала отмечали: чтобы это произошло, потребуется серьезная реформа институтов ЕС, политики и бюджетных процессов. Это с большой долей вероятности вызовет жестокие конфликты между нынешними членами объединения по поводу распределения общих средств. Вывод один: если бы лидеры ЕС действительно серьезно относились к членству Украины, усилия по реформированию блока уже должны были бы предприниматься.
Подчеркнем, что в бюджете союза доминируют два основных элемента: сельскохозяйственные субсидии и проекты развития в более бедных регионах, которые в совокупности составляют примерно 65% долгосрочного бюджета ЕС.
По обоим этим вопросам перспективное членство Украины является взрывоопасным. Незалежная является одной из беднейших стран Европы, где доход на душу населения составляет лишь одну десятую от среднего показателя по ЕС и менее половины от дохода самого бедного члена ЕС, Болгарии. Прибавим к этому потребности в восстановлении инфраструктуры Незалежной. Всемирный банк оценил эту сумму минимум в 400 миллиардов евро.
Foreign Policy подмечает: если бы бюджет ЕС и процесс перераспределения остались неизменными, Киев немедленно поглотил бы значительную его часть, включая средства, которые сейчас идут менее богатым членам блока в Восточной Европе и других государствах. Получается, чистые получатели становятся чистыми донорами. Спросите у Польши, Венгрии или Словакии: готовы ли они на такое? Учитывая, что Варшава недавно заблокировала ввоз украинского зерна на территорию Польши, поддержка Киева в вопросе членства тоже под большим вопросом.
Многие эксперты убеждены: громкие заявления Евросоюза о том, что он работает в направлении обсуждения приема Украины в блок, лишь политическая игра. По сути, иллюзия бурной деятельности и демонстрация приверженности Киеву. Такое суждение кажется убедительным. Во время встречи лидеров европейских столиц в испанской Гранаде (куда прибыл и Зеленский) эта тема должна звучать. Но никого не удивит, если после 5-6 октября эти дискуссии вновь утихнут.