Ответ на вопрос, как Москва ответит на предложение Вашингтона установить 30-дневное перемирие, на которое ранее согласилась украинская делегация в Джидде, Владимир Путин начал со слов благодарности в адрес Дональда Трампа и других посредников. «За то, что он столько много внимания уделяет урегулированию на Украине», – уточнил президент.
Путин отметил, что согласен с предложениями США прекратить боевые действия, но «прекращение должно быть таким, которое привело бы к долгосрочному миру и устранило первоначальные причины кризиса».
Добиться перемирия, по его словам, конечно, было бы «очень хорошо». «Мы за, но есть нюансы», – перешел к главному президент. Во-первых, возникает вопрос, что Россия должна делать «с участком вклинения» ВСУ в Курской области, где российские войска за последние дни достигли существенных успехов и дожимают противника. Украинские формирования будут выходить без боя? Мы должны их оттуда выпустить? Или украинское руководство даст им команду сложить оружие? – задавал президент вопросы пока еще невидимым американским представителям (его встреча со спецпосланником США по Ближнему Востоку Стивом Уиткоффом, по словам Ушакова, должна была состояться поздно вечером).
Вторая важная проблема: что будет происходить во время перемирия на Украине? Одна история если там продолжится принудительная мобилизация, поставки иностранного оружия и подготовка свежих подразделений. И другая, если ничего из перечисленного делаться не будет. «Но тогда возникают вопросы контроля и верификации. Как нам будет гарантировано, что ничего подобного не происходит? – спросил ВВП. – Кто будет отдавать приказы на прекращение боевых действий и какова цена этих приказов?» Путин напомнил, что длина линии соприкосновения составляет 2 тыс км: проконтролировать такое пространство, по его мнению, невозможно. «Сама по себе идея нами поддерживается, но есть вопросы, которые мы должны обсудить», – повторил президент, отметив, что намерен созвониться с Дональдом Трампом.
Путин заявил, что хотя внешне согласие Украины на 30-дневное перемирие выглядит как принятое под давлением, на самом деле Киев сам должен был просить об этом американцев, исходя из ситуации, которая складывается на земле. А она такова. В Курской области украинская группировка находится в полной изоляции и под полным огневым контролем. Управление войсками внутри этой зоны, по словам президента, утрачено, выход больших групп невозможен, а техника брошена полностью. «Техника там останется гарантированно, а если будет физическое блокирование, выйти вообще никто не сможет», – подчеркнул ВВП. На линии соприкосновения инициатива также полностью принадлежит российским войскам. Они везде наступают, на многих направлениях создаются условия для заблокирования крупных подразделений ВСУ, заявил Путин. Логично, что в этих условиях Украина заинтересована в передышке.
По словам президента, ситуация в зоне боевых действий должна быть определяющим фактором для переговоров. «В зависимости от того, как будет складываться ситуация на земле, мы будем договариваться о следующих шагах по прекращению конфликта и выхода на приемлемые для всех договоренности», – сказал он.
Александр Лукашенко в свою очередь посетовал, что «неопытного парня (Владимира Зеленского) толкнули к войне». «Украинцам давно надо было садиться за стол переговоров. Я ему говорил: тебе придется отвечать за то, что война идет на территории Украины. Это классика истории. Завтра в США поменяется руководство, и где будешь ты? Как в воду глядел», – похвалился своей прозорливостью Батька. И выдал новое, как он выразился, пророчество: «Если Россия договорится с США, труба Европе и Украине вместе взятым». Но Владимир Путин поспешил перевести приговор в шутку. «Да, действительно. Если США и Россия договорятся о сотрудничестве в области энергетики, то газовая труба для Европы может быть обеспечена. Это пойдет на пользу Европе, потому что она будет получать дешевый газ", – сказал президент.