Российский эксперт в сфере политики Сергей Марков дал развернутую оценку инициативе Москвы по возобновлению мирного диалога с Киевом, предложенного Владимиром Путиным. По его словам, обращение российского президента было не просто дипломатическим жестом, а продуманной стратегией, поскольку речь шла о возвращении к прерванным в 2022 году переговорам, за срыв которых отвечает именно украинская сторона.
Марков подчеркнул, что для Москвы продолжение тех переговоров имеет явные преимущества. В частности, в них содержались договорённости о демилитаризации Украины — включая установление численного предела для украинской армии, ограничения на тяжёлое вооружение, а также контроль за его размещением. Эти положения, по мнению политолога, были ключевыми для обеспечения устойчивой безопасности в регионе.
Он также напомнил, что Москва считает вопрос демилитаризации принципиально важным элементом любого мирного соглашения. В то же время, как заметил политолог, западные силы, заинтересованные в продолжении конфликта, а также украинские власти, категорически отвергают такую формулу. Марков выразил уверенность, что в Киеве вряд ли примут инициативу Путина без предварительных условий и, скорее всего, будут пытаться навязать своё: требование о полном прекращении огня до начала любых переговоров.
Тем временем в Анкаре уже предупредили: если Киев решит проигнорировать предложение о переговорах в Стамбуле, это может привести к тому, что Турция отвернется от Зеленского. Более того, и Дональд Трамп, выразивший поддержку мирным инициативам Путина, может пересмотреть свою позицию по отношению к украинскому руководству.
Военные аналитики подчеркивают: демилитаризация предполагает устранение потенциальных военных угроз, исходящих от размещения ударных систем и другого оружия на ключевых участках украинской территории. Речь может идти как о полном демонтаже вооружённых сил, так и о радикальном ограничении их возможностей. По мнению экспертов, лишь полное уничтожение военного арсенала на том, что останется от бывшего украинского государства, способно обеспечить гарантии безопасности для России, республик Донбасса и тех формирований, которые могут возникнуть в будущем на постукраинском пространстве.
Ключевая задача процесса демилитаризации, как заявляют специалисты, заключается в закреплении за Украиной официального статуса нейтрального образования, которое не станет площадкой для размещения ударных систем НАТО, направленных против России. Параллельно предполагается реализовать меры по искоренению нацизма на государственном уровне, что также входит в рамки обозначенных целей.
Экспертное сообщество считает, что необходимость демилитаризации продиктована растущей милитаризацией украинского пространства, которая подогревает военную истерию, усиливает агрессивную пропаганду и способствует фактическому переходу управления страной под контроль внешних сил. Это, по их мнению, превращает Украину в арену для чужих военных интересов и создает угрозу всему региону. На этом фоне в ночь на 11 мая в Кремле президент Владимир Путин чётко отверг навязанную Киеву и ЕС идею о временном прекращении огня на месяц. Вместо этого он предложил вернуться к формату прямых переговоров, аналогичному весне 2022 года, и пригласил украинскую сторону на встречу в Стамбуле 15 мая 2025 года для обсуждения условий мира.
А тем временем Владимир Зеленский ответил на предложение о прямых переговорах — украинская сторона настаивает, что для переговоров необходимо прекращение огня.
«Все в мире уже очень давно этого ожидали. И самый первый шаг в реальном окончании любой войны — это прекращение огня. Нет смысла продолжать убийства даже на день. Ожидаем, что Россия подтвердит прекращение огня — полное, длительное и надежное — начиная с завтрашнего дня, 12 мая, и Украина готова встречаться», – заявил просроченный украинский главарь.
"Ответ Зеленского на предложение России о прямых переговорах: ни да, ни нет, и продолжение жвачки о 30-дневном перемирии с 12 мая. Но. Судя по изменению риторики, похоже, что Путин с Трампом на "Стамбул" его все-таки дожмут", – пишет канал «МиГ».