Жуткие истории жителей Норильска: о реальном положении рассказывать запретили

К приезду высокой комиссии из Москвы «выхлопы прикрутили»

Глава «Норникеля» Владимир Потанин пообещал, что компания полностью оплатит ликвидацию ЧС в Норильске. По его подсчетам, понадобится «десять миллиардов и более». Правда, не понятно чего. Рублей? Долларов? Также, он обещал бросить на нормализацию экологической системы лучшие технологии. «МК» поговорил с жителями Норильска. Большинство из них согласились рассказать о том, что происходит, только на условиях анонимности — оказывается, в «Норникеле», прямо как как в армии, существует строжайший запрет на распространение «служебной» информации. А про обещания Потанина норильчане говорят: «наши капиталисты и экология — понятия несовместимые».

К приезду высокой комиссии из Москвы «выхлопы прикрутили»

Не только губернатору края и руководству страны стало известно о произошедшем только из соцсетей. Подавляющее большинство жителей Норильска тоже долго оставались в неведении о происходящем прямо у них под носом.

- От всех сотрудников Горно-металлургического комбината, когда их принимают на работу, требуют подписывать документ о неразглашении информации о работе комбината, - рассказывает житель Кайеркана (города-спутника Норильска) Виталий. - Под строжайшим запретом передача любых видео, аудио, фотографий. В случае нарушения — сразу увольняют. Так что, если бы на месте разлива солярки не оказались «не комбинатовские» мужики, наверное, никто бы ничего и не увидел.

- Сейчас место разлива топлива строго охраняется от посторонних глаз, туда не подобраться, - подтверждает руководитель общественной организации «Мой дом город Норильск» Руслан Абдуллаев. - Мы, в качестве волонтеров, изъявили желание помочь в ликвидации ЧС, а заодно на месте оценить масштаб экологической катастрофы. Там непременно нужен общественный контроль.

С общественным контролем в Норильске вообще-то беда.

- Местное телевидение уничтожено - то есть, оно полностью перестало работать. Все новости мы теперь узнаем из Красноярска, - рассказывает жительница города Наталья. - Хотя, и раньше-то по нашему телевидению насущные проблемы никогда не поднимались.

- Глава города Ринат Ахметчин — это бывший сотрудник «Норильского никеля», - говорит Тимур - еще один наш собеседник из местных жителей. - Фактически, он является ставленником компании. Неужели, даст уронить ее имидж?

«На имидж», судя по-всему, в городе все и делается.

- Моя мама приехала в город погостить после 30 лет отсутствия и не узнала Норильск, - говорит коренная норильчанка Светлана. - Неужели, говорит, это тот самый северный город на Земле, что мы строили и которым гордились? И правда: с тех времен, как «ушла советская власть», здесь все только ухудшалось и разрушалось -  все в ужасном состоянии, ничего не строится. Правда, недавно стали заикаться про реновацию. Дома ремонтируют, то только со стороны Ленинского проспекта (главная улица города). А внутри - ничего не делают, со стороны дворов даже не красят наружные стены. 

Теперь, когда их город попал в топ новостей, жители Норильска, надеются, что на их нелегкую жизнь, наконец, обратят внимание «на материке».

- Я здесь родилась, у меня трудовой стаж начался сразу как закончила школу, - рассказывает пенсионерка Вера. - Всю жизнь работала. Недавно, как исполнилось 50 лет, оформила пенсию. Как думаете, сколько я получаю? Целых 18 тысяч рублей! Жить здесь в старости невозможно. Старики, которым некуда переехать, месяцами не выходят на улицу — морозы зимой иногда за 50 градусов, а ветры такие, что людей с ног сбивает. Сижу теперь и думаю: куда я с такими бешеными деньгами поеду жить? Кому  нужна в чужом городе в свои 50 плюс? Давно надо было уехать. Люди на Крайнем Севере все свое здоровье оставляют, а им такая вот «благодарность». А ведь наших родителей в свое время сюда заманивали самыми высокими заработками. 

Вопросы здоровья для норильчан чрезвычайно важны. На северной широте ощущается нехватка кислорода, что само по себе сильно бьет по самочувствию. Еще и газом их «травят». Некоторые собеседники утверждают, что к приезду высокой комиссии из Москвы «выхлопы прикрутили», уменьшив объем плавки металла.

- А мне кажется, что как чадили трубы, так и чадят, здесь всегда задыхаешься, особенно летом дышать нечем, - говорит Светлана. -  А теперь еще эта солярка. Когда я осознала масштаб произошедшей катастрофы, мне стало страшно. Ближайшие пять лет я не собираюсь уезжать на материк, мои дети тут живут. И каким образом эта солярка теперь повлияет на наше здоровье? Скорее всего, это все попадет в воду, которую мы пьем. Ее берут из реки Норилки, из подземных скважин. В Норилку вроде бы пока топливо не попало. Но ведь тысячи тонн пролились в почву. Не попадет это все в скважину? Да, здесь вечная мерзлота, а скважина - десятиметровая. На 10 метров земля не оттаивает — максимум на полметра. Но вдруг солярка растопит вечную мерзлоту? А грунт, который чистят экскаваторы, куда увозят? Все дороги здесь проложены вблизи городской агломерации. Куда по ним вывезешь? И что дальше будет с этим грунтом? Каким образом они будут его очищать? Я не верю, что все это можно решить, как сейчас обещают. Думаю, будет как всегда: посуетятся пару-тройку недель, кого-то посадят. Потом тихо выпустят. А мы - так и останемся со всем этим жить.

Но оказывается, Норильску еще и повезло, ведь катастрофа могла случиться куда глобальнее.

- Здесь очень агрессивная среда и, если не заниматься ремонтом, то все быстро подвергается коррозии. Как остальные бочки не прогнили - не понятно, - говорит Евгений, работник одного из предприятий. - Сейчас будут врать, что их ремонтировали. Но все же здесь понимают, что они простояли 35 лет только благодаря качеству, которого требовали во времена их строительства.

Не исключено, что Норильск вообще мог погибнуть.

- Хорошо, что приехал новый министр МЧС Зиничев и увидит все своими глазами, - говорит один из работников промышленного района Дмитрий. - Не знаю, что ему докладывают, но во время реформы здесь сильно сократили количество ведомственных и военизированных пожарных. Когда загорелась машина, ее тушили спасатели комбината, рассредоточенные по промышленным объектам. Но у них нет таких пожарных машин, как у МЧС, такого оборудования. Страшно представить, если бы они, вдруг, не справились с огнем и он добрался бы до бочки, из которой лилось топливо. А рядом - еще три такие же бочки. А город - если брать по-прямой - всего в нескольких километрах.

Ну и, наконец, о том, как сейчас проходит ликвидация последствий аварии за счет компании Потанина, рассказал сегодня удивленный пользователь местной соцсети. По его словам, на спасательные работы «почему то кидают работников НорНикеля (Медный завод, ЦЭМ) и ни чем не обеспечили. Ни инструмента, ни элементарного - того же чая или хотя бы воды».

Читайте также: Путин огорошил Потанина вопросом по ЧП в Норильске

Путин на видео устроил разнос Потанину за ЧП в Норильске

Смотрите видео по теме

Сюжет:

ЧП в Норильске

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру