Серебренников пожаловался на бедность: нечего возвращать государству

Режиссер стал заложником Минкульта

Осужденный за мошенничество режиссер Кирилл Серебренников заявил, что у него нет денег, чтобы расплатиться по приговору суда с Министерством культуры, и поэтому он не может «покинуть Россию». Но это же прекрасная новость для любителей авангардного театра! Они гарантированно смогут увидеть еще больше голых пионеров и, возможно, пионерок.

Режиссер стал заложником Минкульта

Некоторая опасность для поклонников творчества Серебренникова, если честно, сохраняется. Как он сам рассказал в интервью изданию The Hollywood Reporter, многие театральные деятели со всего мира, в частности из Германии, Австрии и Франции, сообщили ему, что начали собирать деньги, чтобы «выкупить» его. Ну, может, еще православное движение «Сорок сороков» подключится к сбору средств, поскольку мечтает, чтобы именитый режиссер смог безвозвратно покинуть страну.

Для самого же Серебренникова отсутствие средств на возмещение ущерба не слишком большая неприятность (по сравнению с реальным сроком, который ему светил). Возможно, придется расстаться с квартирой в Германии за 300 тысяч евро (следствие утверждает, что она была приобретена в период совершения мошенничества, но режиссер это опровергает — говорит, купил на свои). Квартиру на Пречистенке оставят как единственное жилье. Ну и, возможно, придется отдавать государству до 25% от зарплаты. Благо суд не запретил руководить учреждениями культуры. Нельзя, правда, попадаться даже на мелкой уголовке — можно стать рецидивистом и уже точно присесть на нары.

Ну и зачем ему уезжать? У нас большая страна, по которой, как сказал в интервью сам Серебренников, он может ездить беспрепятственно. Ведь можно медитировать на свежем воздухе в норильской тундре, ставить в горах Чечни спектакли, продвигающие ЛГБТ-движение, эпатировать столичную богему каким-нибудь восхваляющим Путина произведением... Русское поле открыто экспериментам.

Работать в нечеловеческих условиях удушения свободы ему не привыкать. Все в том же интервью Серебренников рассказывает, как душители его творчества, у которых он брал деньги, были в 2017 году на премьере его балета «Нуреев». Балет он поставил, уже находясь под арестом. «В то же время <непечатный эпитет> министр культуры и множество чиновников аплодировали этому балету в Большом театре. Я сидел дома, а они аплодировали моей работе. Это был довольно странный момент для меня». Кстати, сложно спорить насчет странности момента, ведь, как утверждает в интервью режиссер, в ходе расследования дела о мошенничестве и суда он был «готов ко всему, потому что знал, что они хотят крови». Тут и биполярное расстройство недолго заработать: хотят крови, но позволяют ставить довольно неоднозначный балет. Да и приговор тоже странноватый: вот вроде ненавидят свободных людей, а на свободу отпускают даже по «тяжкому» составу преступления. Странновато выглядит и заявление Серебренникова, что он ничего не понимает в деньгах. Интересно, как может не уметь считать человек, закончивший с красным дипломом физический факультет Ростовского государственного университета. И если он в деньгах ничего не понимает, то почему тогда уверен, что у него их нет? А если попрыгать?

«С любой властью нужно идти и разговаривать. Ты говоришь: «Власть, я знаю, что ты лживая, корыстная, но по закону ты должна помогать театру, искусству, так что будь добра — выполни свои обязательства». Это Серебренников сказал в 2014 году. Власть свои обязательства выполнила и, поскольку жутко корыстная, потребовала и от режиссера выполнения обязательств. В тысячный раз наступив на те же грабли — ну не работает это с творческими людьми свободных взглядов. Пора бы уже поумнеть.

Шанс, кстати, есть. Пока Серебренников будет «заложником» в России работать, весь финансовый департамент Минкульта надо на его спектакли загонять. Так, глядишь, и государственные деньги перестанут в черную дыру уходить.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28301 от 3 июля 2020

Заголовок в газете: Заложник Серебренников