Никита Карцев
Публикаций: 1184
Специальный корреспондент (Отдел кино и телевидения)
Кинокамера, перед ней защита — собранная на скорую руку конструкция из листов фанеры. В кадре — обычный двор обычной погранзаставы после авианалета. В крыше штаба зияет дыра. Стекла посыпались. В углу двора догорает колодец. Полыхают турники. Из воронок в земле валит черный дым. Уцелевшие солдаты разбегаются в разные стороны. Наконец, прямо на наших глазах взлетает крыша сарая.
С появлением системы питчингов (открытой защиты проектов, претендующих на государственную поддержку) в стенах Минкульта появилась традиция: что ни год, то новый скандал. Сначала проект Александра Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Петр», получив высокие оценки экспертного совета, был исключен министром из числа фильмов, получивших поддержку. (Позже проект был переадресован в Фонд кино, где и получил запрашиваемые средства.)
Закрытие 36-го Московского международного кинофестиваля прошло не без громких политических заявлений. Президент ММКФ поддержал председателя Союза кинематографистов Украины Сергея Трымбача. Тот вышел получать приз за лучшую женскую роль актрисе Наталке Половинке за работу в фильме «БратьЯ. Последняя исповедь» и обратился со сцены с просьбой освободить украинского режиссера Олега Сенцова, который в данный момент содержится в Лефортово.
Министерство культуры Украины распространило заявление, согласно которому предметы экспозиции «Крым — золотой остров в Черном море», которая в данный момент выставляется в Нидерландах, в сентябре будут переданы Киеву. Позже представитель Амстердамского университета, принимающего у себя выставку, опроверг это утверждение, отметив, что окончательного решения о судьбе коллекции золота скифов пока не принято. То же подтвердила в разговоре с «МК» куратор проекта, Валентина Мордвинцева.
На ММКФ состоялась презентация фильма Дмитрия Месхиева «Батальон смерти» — журналистам показали первые рабочие фрагменты будущей картины, рассказывающей о судьбе женского батальона во время Первой Мировой войны. Автором идеи и генеральным продюсером фильма стал Игорь Угольников.
Целью встречи было обсуждение проекта «Основ государственной культурной политики», который был обнародован в мае этого года. Предполагается, что следом за президентскими советами «основам» пройдет ряд общественных обсуждений в различных группах и учреждениях, чтобы учесть все правки и комментарии и к сентябрю представить на подпись президенту готовый проект.
В конкурсе Московского международного кинофестиваля показали первый за шесть лет полнометражный фильм Валерии Гай Германики «Да и да», который одновременно удивил и оправдал все ожидания. Германика сменила жанр, но не изменила своему стилю — документальному, личному, правдоподобному, живому. Все это делает фильм одним из самых ярких не только в конкурсе ММКФ, но и во всем русском кино этого года.
Накануне в Москве в рамках ММКФ состоялась российская премьера документального фильма Вима Вендерса и Джулиано Рибейро Сальгадо «Соль Земли». История жизни выдающегося бразильского фотографа Себастьяно Сальгадо, удостоенная в мае специального приза жюри программы «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале. Накануне Вим Вендерс рассказал «МК» о преимуществе черно-белого изображения перед цветным, документального кино перед игровым.
Церемония открытия 36-го Московского кинофестиваля, проходящего при поддержке банка ВТБ, случилась как положено. Без скандалов — но и без потрясений. Согласно хорошо всем знакомому ритуалу. Гости шли, Никита Михалков с супругой Татьяной их встречали, фотографы с усердием фиксировали и то, и другое. То же настроение передалось самой церемонии — одной из самых лаконичных (а значит удачных) за последнее время.
19 июня начинает работу 36-й Московский международный кинофестиваль. За несколько часов до церемонии открытия президент фестиваля Никита Михалков провел традиционный пресс-брифинг.
Терри Гиллиам, один из создателей «Монти Пайтона» и режиссер самых необычных фильмов в Голливуде («Бразилия», «Страна приливов», «Страх и ненависть в Лас-Вегасе») — и в Москве время проводил нестандартно.
36-й Московский международный кинофестиваль откроется «Красной армией» Гейба Польски — документальным фильмом о легендарной советской хоккейной сборной и одним из главных хитов Каннского фестиваля этого года. Закроется же ММКФ ремейком знаменитого фантастического боевика «Планета обезьян: Революция».
В прокат вышел фильм Патриса Леконта («Насмешка», «Человек с поезда», «Вдова с острова Сен-Пьер») «Обещание». Экранизация книги Стефана Цвейга «Путешествие в прошлое», а по сути — любовный треугольник, разыгранный Аланом Рикманом, Ребеккой Холл и Ричардом Мэдденом («Игра престолов»). «МК» поговорил с режиссером, обладателем премии «Сезар», о тонкостях адаптации классических текстов.
Как команда Каннского кинофестиваля ради двух недель в мае усердно работает весь год, так и компания «Роскино», которой в этом году исполняется 90 лет, не прекращает свою деятельность с закрытием очередного крупного киносмотра или кинорынка. Только подвели итоги работы российского павильона в Каннах, организованного при поддержке «Аэрофлот. Российские авиалинии», — как на очереди Международный медиафорум в Санкт-Петербурге. «МК» поговорил с главой «Роскино» Екатериной Мцитуридзе.
Андрей Звягинцев в третий раз уезжает из Канн с наградой. На этот раз он разделил со своим постоянным соавтором Олегом Негиным приз за лучший сценарий к фильму «Левиафан».
На Каннском кинофестивале показали долгожданный фильм Андрея Звягинцева «Левиафан». Самый точный портрет российской действительности, достойный «Золотой пальмовой ветви». На пресс-конференции Андрей Звягинцев и исполнитель одной из главных ролей Алексей Себряков рассказали, зачем понадобилось пить водку три месяца, что думает о пьянстве министр культуры Мединский, почему сложно обойтись без мата. И о том, как американская история стала русской.
«Левиафан» Андрея Звягинцева — настоящее чудовище. Большой, громоздкий, невероятно витальный, по-детски забавный и смертельно опасный. Завлекает в свои сети мягкой улыбкой, чтобы безжалостно оторвать голову в конце. Как и всякому чудовищу, «Левиафану» не достает изящества, зато грубости — хоть отбавляй. У Звягинцева не получился шедевр, но любые претензии к форме сметает его животная мощь. «Левиафан» — самый точный портрет русской действительности на 2014 год и ее самый главный фильм.
Очередной конкурсный день внес в Каннский фестиваль громкую социальную ноту. Сперва в конкурсе показали «Поиск» Мишеля Хазанавичуса («Артист») — мелодраму про потерявшего семью мальчика в разгар второй чеченской кампании. А в рамках специального показа состоялась мировая премьера документального фильма Сергея Лозницы «Майдан» — двухчасовой эпос о мечте и ее гибели.
В Каннах наконец-то случилось то, ради чего здесь из года в год собираются тысячи людей со всего мира: за один день показали два шедевра. Один в основном конкурсе — новая тихая драма бельгийских братьев Жан-Пьера и Люка Дарденнов «Два дня и одна ночь» с Марион Котийяр в главной роли. Второй — в «Особом взгляде». «Соль Земли» Вима Вендерса и Джулиано Рибейро Сальгадо — документальная лента о знаменитом фотографе Себастьяно Сальгадо, долгие годы снимавшего смерть, чтобы в конце выбрать жизнь.
Рекламные кампании будущих прокатных хитов в Каннах тоже привыкли проводить громко. Мало того, что вся набережная Круазетт, утыканная отелями один шикарнее другого, полностью завешены рекламными плакатами. А вдоль моря стоят силуэты популярных киногероев с пустым овалом вместо головы — для удачных курортных фотографий. Так иногда эти плакаты и стенды еще и оживают...
В Каннах в любой год не обойтись без русского влияния, но в этом году русский голос звучит даже чаще, чем обычно. Русские домохозяйки сдают апартаменты для гостей фестиваля в пешей доступности от дворца. Русские бизнесмены паркуют в бухте свои яхты и опустошают бутики. Русские героини глянцевой хроники веселят красную дорожку безумными прическами и нарядами. Русские модели украшают собой рекламные постеры вдоль набережной.
В Каннах большой ажиотаж вызвала внеконкурсная премьера фильма «Красная армия» — документальная лента о выдающейся хоккейной команде ЦСКА и сборной ССCР, капитаном которой был Вячеслав Фетисов. Легендарный хоккеист тоже прилетел на фестиваль, чтобы пройтись по красной дорожке. Да не один, а с женой Ладой и дочкой Анастасией. Зал после премьеры фильма устроил ему настоящую овацию. «МК» встретился с Вячеславом Александровичем на следующий день.
«Мистер Тернер» Майка Ли — неспешная и основательная биография выдающегося живописца, предсказавшего дальнейшее направление искусства, и образец стиля сам по себе. Сыгравшего главную роль Тимоти Сполла (постоянный актер Майка Ли, а также Вормтейл из «Гарри Поттера») уже называют в Каннах основным претендентом на лучшую мужскую роль.
В Каннах пока все не слава богу. Таксисты устроили забастовку, перекрыв движение от аэропорта в Ницце и чуть ли не до самого дворца фестиваля. Над самим дворцом собрались тучи. А фильм открытия безжалостно освистали. Несмотря на все старания Николь Кидман (Грейс Келли) и Тима Рота (князь Ренье III), одновременно с премьерой отметившего в Каннах день рождения, «Принцесса Монако» Оливье Даана — всего лишь неудачная попытка сыграть на поле оскароносного фильма Тома Хупера «Король говорит!»
14 мая французской картиной «Принцесса Монако» Оливье Даана с Николь Кидман в главной роли открывается 67-й Каннский кинофестиваль. Его программа — очередная доска почета мирового кино. Классик на классике, и среди них — наш Андрей Звягинцев с картиной «Левиафан».
8 мая на перроне Белорусского вокзала состоялось открытие скульптурной композиции «Прощание славянки» в честь знаменитого военного марша, написанного Василием Агапкиным в 1912 году под впечатлением от Балканской войны. Памятник: новобранец в форме, с закинутым на плечо ружьем, и обнимающая его на прощание женщина — работа скульпторов Сергея Щербакова, Вячеслава Молокостова и архитектора Василия Данилова. Идея мемориала принадлежит Российскому военно-историческому обществу и ОАО «РЖД».
9 мая — это сегодня не только один из главных дней в календаре, но и большой праздник. Праздник, который несмотря на официальный статус и мощную идеологическую нагрузку, давно уже стал частью неформальной жизни Москвы и всей страны. Для тех, кому не достаточно Парада победы на Красной площади утром и торжественного салюта вечером, «МК» приготовил подборку самых разных мероприятий, намеченных на 9 мая. От классического концерта до хаус-вечеринки.
4 мая народной артистке России Татьяне Самойловой исполнилось 80 лет. А в ночь на 5 мая она ушла из жизни. Находилась в больнице им. Боткина, куда была госпитализирована в день юбилея. У нее остановилось сердце.
В прокат вышла вторая часть киносериала «Новый Человек-паук: Высокое напряжение». На этот раз сюжет вертится вокруг славы. У Питера Паркера (Эндрю Гарфилд) в маске супергероя ее в избытке. А вот работяга-электрик Макс (Джейми Фокс) испытывает острую нехватку внимания. В итоге Макс, пережив несчастный случай и получив в свое распоряжение все напряжение электросети Нью-Йорка, предпочитает употребить ее целиком на месть. Так рождается Электро — пожалуй, самый высоковольтный злодей в истории кино.
В прокат вышла драма Марины Мигуновой «Зеркала» — подробная биография Марины Цветаевой, отражение поэта в осколках ее мужчин.