
Евгений Ямбург
Публикаций: 214
Термин «ресентимент» в науке известен давно, со времен Ницше. Означает он чувство враждебности к тому, что субъект считает причиной своих неудач («врагу»), бессильную зависть, тягостное сознание тщетности попыток повысить свой статус в жизни или в обществе. Короче - это синдром ущербности.
Знакомый директор, не потерявший за бесчисленными хозяйственными заботами вкус к педагогике, провел в своей школе локальный эксперимент. Он поручил своим учителям начальных классов провести творческую работу. Второклассникам было предложено дописать вторую часть известных пословиц по типу: «Семеро одного...». И вот как почувствовал одну из пословиц паренек из начальной школы: «Ученье свет, а жизнь дороже!»
Люди моего поколения хорошо помнят передачу "Очевидное - невероятное", которую вел С.П. Капица. Ее сюжетами были невероятные прорывы в науке, рождающие у телезрителей безграничную веру в научный прогресс и твердое ощущение уверенности в завтрашнем дне. XXI столетие представлялось воистину золотым веком, несущим человечеству избавление от многих бед, в числе которых: эпидемии и техногенные катастрофы, ранний уход из жизни и рождение неполноценных детей и т. п.
«Учитель, перед именем твоим дозволь смиренно преклонить колени» — эта пафосная строфа Н.А.Некрасова каждый раз всплывает в памяти накануне нашего профессионального праздника Дня учителя. Мне с учителями повезло, начиная с мамы — учительницы русского языка и литературы, ежедневно носившей домой сумки, наполненные пачками детских тетрадок. Постоянная проверка школьных работ входила в обязанность учителя.
Собственно говоря, странным было уже завершение истекшего учебного года. Будучи более полувека в образовании, я таких предлагаемых жизнью обстоятельств не помню.
В результате пандемии многие из нас понесли невосполнимые потери. Статистически они выглядят незначительными: менее 2% от числа заболевших. Но холодные цифры отходят на задний план, когда ты теряешь близкого человека. Особенно тяжело и противоестественно, когда уходят дети.
В настоящее время в Государственной думе рассматривается еще одна поправка к Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», обязывающая учителей представлять по месту работы справку из психдиспансера не раз в пять лет, как было раньше, а раз в два года.
Выход из карантина ярко высветил реалии нашей жизни. Колоритная получилась картинка, где важна каждая деталь. Начну с близкого. Вопреки страхам и фобиям взрослых, выпускники этого года, при полном соблюдении всех правил безопасности, спокойно и, я бы даже сказал весело, сдают ЕГЭ.
Нужна ли обывателю свобода? Пожалуй, что нет. Обыватель жаждет безопасности, порядка и справедливости. Свобода — штука мучительная, она предполагает самостоятельный выбор и персональную ответственность за принятое решение. Нерасторжимая связь между свободой, безопасностью и справедливостью ускользает от обывателя. Мало того, свободно мыслящие субъекты вызывают его раздражение своим отвлеченным умствованием и выворачивающей наизнанку душу рефлексией.
Все мы нынче с тревогой и одновременно с надеждой заглядываем за горизонт. В том смысле, что пытаемся определить модус существования страны и человечества в целом после пандемии. Бесспорно, это будет совсем другая жизнь. А как утверждалось в известном шлягере еще прошлого века, «жизнь невозможно повернуть назад». К сожалению, это пока доходит не до всех. Увы, меньше всего к осознанию этой очевидности готовы наши так называемые «эффективные менеджеры».
В культовом советском сериале С.Говорухина «Место встречи изменить нельзя» сосед по квартире Глеба Жеглова, Михал Михалыч — его блистательно играет Зиновий Гердт, —произносит воистину пророческий монолог.
Второй век кряду ни одно поколение в многострадальном отечестве нашем не избежало войны. Войны чередовались, меняя масштабы и названья, что гениально провидел В.Брюсов в поэме «Северовосток».
Сегодня для любого трезвомыслящего человека очевидно, что после завершения пандемии мир уже не будет прежним. А каким? На сей счет высказываются разные предположения. Впрочем, при общей разноголосице все сходятся на том, что после случившегося во главу угла должно быть поставлено образование, ибо только на его основе возможно предвидеть и предотвращать поджидающие человечество напасти и катастрофы.
Нет такого человека, который сегодня не терзался бы вопросом: сколь долго продлится режим вынужденной изоляции? Этот изводящий всех вопрос распадается на множество подпунктов, затрагивающих буквально все сферы жизни, включая образование. Когда будет завершен учебный год? Будут ли продлены сроки экзаменов? В какой форме пройдет итоговая аттестация? Естественно, что людей волнуют конкретные проблемы, и в первую очередь связанные с собственными детьми.
Случилось то, что случилось, и пандемия кардинально изменила ситуацию во всех сферах жизни, включая школу. Отныне мир будет другим. Каким? На эту тему размышляют политики, экономисты, социологи… Педагоги — не исключение.
Чем ближе юбилейные торжества, посвященные Дню Победы — тем тревожней на душе. Причины нарастающего беспокойства очевидны, они связаны с бессовестной профанацией этой священной для нашего народа даты. Какие только пиар-акции не предлагаются в качестве креативных и новомодных.
Чудны дела твои, Господи. Серия эксцессов на уроках, в ходе которых педагоги подвергались нападениям со стороны подростков, взбудоражила всю прогрессивную общественность, включая депутатский корпус. Так родилась законодательная инициатива — создать документ, закрепляющий статус учителя в современной школе.
В Уссурийске провели служебное расследование из-за видео, на котором учительница разбирает написанную на доске матерную фразу. Мат и отношение к нему — серьезная проблема современной школы.
2020 год только начался, а мне хочется вернуться в год 2019-й и подвести его итоги. Естественно, в сфере, которой я занимаюсь профессионально, — образовании. Форму подведения итогов неожиданно подсказала одна из тем, предложенная выпускникам на итоговом сочинении, которое с недавних пор является входным билетом на ЕГЭ. Я решил поставить себя на место выпускника и написать эссе на заданную тему.