Вера Копылова
Публикаций: 1007
Что такое притча? Это когда рассказывают о чем-то красивом, абстрактном и без натурализма. Именно таким и получился спектакль “Любовь в раю” по пьесе Андрея Максимова, того самого, что регулярно устраивает ночные полеты на голубом экране. Постановка — внимание! — тоже его. Максимов, конечно, не жнец, не швец и на дуде не игрец, но сумел выступить и в режиссерской, и в драматургической ипостасях. И ни в одной не проиграл.
На театральной премии “Чайка” куда ни глянь — известное лицо. Кто вручает, кто получает, кто просто так поболеть пришел в чеховский МХТ… Дресс-код на церемонии вручения “Чайки” просили новогодне-праздничный, а пришли все в основном в черно-белом. Нина Чусова в блузке цвета воронова крыла, а бусы алые. Житинкин комментирует: “Черное с красным хорошо”. Кирилл Серебренников в своем репертуаре: оправа очков — из рыжего пластика, как у советского доктора наук, а стекла — черные. Костюмы у кавалеров были достаточно черны, платья у дам — тоже черны, но всех чернее и шикарнее был пиджак Марка Анатольевича Захарова...
Бразильский писатель Пауло Коэльо, чарующий российских читателей вот уже несколько лет подряд, меняет имидж. Точнее, не он, а российские издания его бестселлеров. Права на Коэльо купило одно из крупнейших издательств, и художник Владислав Ерко не будет больше его иллюстрировать, теперь обложки будут те же, что и на изданиях за рубежом. Короткую новогоднюю сказку “Шут Богородицы”, которую Пауло Коэльо написал специально к Рождеству, читайте в “МК”.
“Хотели повеселиться, а так назлились!” — говорил Леонид Утесов. Эта емкая фраза никак не относится к громокипящему празднику в Театре сатиры, посвященному юбилею легендарного журнала “Фитиль”.
Писательница Ирина Токмакова — настоящий старожил детской литературы. Она помнит Барто, Маршака, Джанни Родари, Туве Янсон… Объездив мир от Парижа до Африки и от Австрии до США, сейчас она живет в московской квартире в стиле “поздний хрущевский ренессанс”, как она сама ее называет. Она знает множество языков и по сей день активно пишет и переводит для детей. У Ирины Петровны есть взрослый сын и 20-летняя внучка. А еще — десятки тысяч детей всех возрастов, тех, для которых она и пишет свои книжки.
Федеральное агентство по культуре и кинематографии вместе с русской православной церковью занялись восстановлением храмов четыре года назад. До 2010 года будет выделено 6 млрд. рублей.
Еженедельно аукционный мир взрывается горящими новостями. То копию Великой хартии вольностей выставили на Sotheby’s (ждем итогов 18 декабря), то колье Марии Антуанетты маячит перед глазами антикваров... И всюду миллионы, миллионы, миллионы долларов. Этой лихорадкой заразилась и Москва.
Конференц-зал, 2 часа дня: ну что, все в сборе? Точнее, “на сборе” — сборе труппы “МК”. Н-да, битком, как всегда. Но — внимание, секундомер пошел: вручается самая скоростная (22 минуты), веселая и честная театральная премия на свете — премия “МК”! 12-я по счету начиная... с 1995 года! (Мы первыми среди других газет решили поддержать актерский цех!)
Пушкинское “над вымыслом слезами обольюсь” больше не актуально. Наше безумное время научило компьютер даже сочинять романы. Книга, полностью написанная компьютером, через месяц ляжет на полки книжных. Это будет новый вариант развития судеб Анны Карениной и других толстовских героев. Это как в том мультике: “Вы что, и конфеты за меня есть будете?” — “Ага!” Чего мучиться над листом бумаги, ручку грызть? Нажал “выполнить” — и бессмертное творение готово.
Западный театр — он вообще с русской точки зрения странный. Это у нас, понимаете, “не верю”, проживание, конфликт, Островский… А вот из-за кордона к нам приехал совместный голландско-немецкий спектакль “Прыжок дохлой кошки”. Спектаклем его можно назвать только с натяжкой. В течение 80 минут актеры с помощью денег, вырученных за билеты, играют на бирже в режиме онлайн. По-настоящему.
Но качество оставляет желать лучшего. Все конкурсы драматургов за последний год заканчивались скандалами или неожиданностями. Конкурс “Премьера” подводит свои итоги. С 5 по 7 декабря в Центре Мейерхольда молодые режиссеры с молодыми актерами будут читать пьесы драматургов.
Современный театр одним Чеховым сыт не будет. А современные пьесы пишут все: режиссеры, актеры, журналисты, театральные осветители, художники по костюмам, студенты-филологи, домохозяйки… Но качество оставляет желать лучшего. Все конкурсы драматургов за последний год заканчивались скандалами или неожиданностями. Конкурс "Действующие лица" закончился невручением первой премии. Не менее популярный конкурс "Премьера" подводит свои итоги.
“В готовности к облому — наша сила”, — писал поэт Владимир Вишневский. На non-fiction №9 в этом смысле все оказались сильными. Не приехал аргентинский писатель Федерико Андахази — за день до вылета сломал ногу в своих жарких странах. “Круглый стол” по детскому чтению проигнорировали заявленные Успенский и Энтин. Игорь Кваша рассказывал про свои мемуары в одиночестве, без обещанной Галины Волчек. Вывод: на книжной выставке нет ничего ценнее самих книг.
Астрономические суммы последних дней продаж никак не хотят снижаться. Так что среда поставила рекорд — 80 млн. долларов по объему продаж. А новый день торгов аукциона Christie — это ценные книги и некоторые произведения русских художников.
О любимец женщин, великий пиарщик мира сего, гламурный холодный циник, писатель, играющий в писателя! Бегбедер посетил Москву, очаровал сотни своих поклонниц и не поклонниц, набуянил в крутых московских ресторанах, выпил водки с Уэльбеком, объелся икрой и выдал французам и русским новый роман “Идеаль”. Бегбедер решил, что видит Россию насквозь. Он, конечно, ошибается, ну да ладно — книжка ведь вышла искрометная. Ай да Фредерик, ай да сукин сын!
Театр наций в гостях у Театра Моссовета. У окошка администратора просто рождественский базар: на Марию Миронову в роли Кармен хотят посмотреть все. Кармен в России получилась больше чем Кармен. Она то честная давалка, то шикарная проститутка, то старуха Изергиль… То под рок-музыку, то под выстрелы, то под оперу Бизе история Кармен разыгралась в наши дни. Шоу в постановке Андрея Жолдака получилось мощное. Только хлопать артистам было некому — половина зала демонстративно ушла.
Писательница Виктория Токарева производит впечатление абсолютно счастливого человека. В Подмосковье у нее два дома, один из них принадлежал художнице, дочери писателя Антокольского. Один дом, более комфортный, — для жизни, второй, похожий на дачный, — для работы. Святая святых — легендарный рабочий стол Токаревой с легендарной же пишущей машинкой. Над столом — портрет Чехова. Кругами ходит настороженная кошка — настоящий тигр. Во дворе пес Фома. Токарева — изумительный рассказчик: она так многообразно интонирует свою речь, что, слушая ее, корреспондент “МК” помирал со смеху. А повод для беседы серьезный: 20 ноября у писательницы день рождения, круглая дата.
“Дело житейское!” “Спокойствие, только спокойствие”. “В меру упитанный в самом расцвете сил”. Эти афоризмы вышли из-под пера великой писательницы Астрид Линдгрен. Сегодня исполняется 100 лет со дня ее рождения.
“Дело житейское!”, “Спокойствие, только спокойствие”, “В меру упитанный, в самом расцвете сил”. Эти афоризмы вышли из-под пера великой писательницы Астрид Линдгрен. Сегодня исполняется 100 лет со дня ее рождения. Шведский Андерсен в юбке для всего мира стала великим учителем, перевернувшим представление о детской литературе. “МК” связался с ее дочерью Карин Ниман. Которая, кстати, внешне невероятно похожа на мать. Сама она не сочиняет, но занимается переводами для взрослых и детей.
В Год ребенка только ленивый не будет говорить о проблемах театра для детей. Они волнуют всех, кроме самих детей, которые с восторгом принимают и банальное, и оригинальное, и знакомое, и незнакомое. Неужели дети всеядны? Еще один повод для размышлений – антрепризный спектакль "Чудеса вверх тормашками" с участием Алисы Гребенщиковой, Валерия Золотухина и Ирины Линдт.
Итак: долгожданные дебаты двух “культовых” писателей из Франции — Фредерика Бегбедера и Мишеля Уэльбека. Выглядело это так: на сцене в мягких креслах восседают Они с бутылкой водки. На полу перед сценой, на уровне их ботинок, лежат ниц человек тридцать фотографов; еще чуть-чуть, и кажется, они начнут кланяться и молиться. А дальше — зрители, зрители, зрители…
“Снегопад, снегопад… Не мети мне на косы…” Это поет она, Нани Брегвадзе. Никаких кос у нее нет, да и снегопад пока не наблюдается, но пронзительно, глубоко и даже актуально звучала эта песня в галерее Шилова в исполнении красавицы Нани Георгиевны.
В последнее время на загибающийся детский театр в России активно навалились всем миром и раскачивают его. На волне фестивалей детских спектаклей Зеленоградский театр «Ведогонь» сделал вклад в это полезное дело и провел свой «показ театральных мод». Театры из Великобритании привезли много любопытного на российскую сцену.
Новые итоги достижений и рекордов подвела знаменитая Книга Гиннесса. Какой только дурью люди не маются — подумаешь невольно, читая про всякие ванны с ядовитыми змеями или толкание апельсина носом. По большей части люди, попадающие в Книгу Гиннесса, — или американцы, или англичане. Россия попала в книгу 2008 года благодаря Царь-пушке (вот спасибо Ивану Грозному!), количеству абортов (спасибо всем!) и изобилию телевизионных станций (без комментариев).
…Три часа дня; пред залом им. Чайковского на Маяковке вечная “базарная” давка, крутится город в буднях своих. Но что-то напряженное висит в воздухе, не давая людям просто так пройти мимо: то ли стоящие рядком автобусы, то ли странная вдруг несуетность для этого столь суетливого места. Ну конечно. Сейчас здесь, в зале, пред строгим фасадом органа “Ригер-Клосс”, полностью затянутого черной материей, говорят последние слова прощания и благодарности у гроба Игоря Моисеева — легендарного хореографа и великого человека. Кстати, благодаря именно ему этот зал был достроен много лет назад…
Живым называют обычно тот театр, который ставит творения современных драматургов. А современных пьес, как известно, ставят мало. Потому ли, что это коммерчески опасно? Или потому, что Шекспиров нету в наши времена? Театр “Школа современной пьесы” пятый год проводит конкурс современной драмы “Действующие лица” — с целью создания “банка пьес для российского театра”. Какой урожай пьес собран в этом году?
…Игорь Александрович, танцор, сын дворянина. Человек, помнящий Луначарского, Маяковского, Барбюса, Таирова, Мейерхольда, — такая добрая весточка из 20-х, времени великого всплеска нашей культуры… И вот 2 ноября. Больница в Романовом переулке близ Большой Никитской, 8.15 утра. Занавес пошел. Игорь Моисеев скончался на 102-м году жизни. Первый звонок директору ансамбля Елене Щербаковой: — В последние годы Игорь Александрович страдал ишемической и гипертонической болезнями. Весь этот год провел в больнице в Романовом переулке. Там и скончался, Бог его забрал… Официальное заключение: “Умер от сердечной недостаточности”. Более ничего не могу вам сказать...