Слишком много совпадений: картину Куинджи украли, как в кино

И нашли не менее картинно

Все случилось как в комедии «Старики-разбойники». Только вместо пенсионеров в главной роли молодой человек: «рубашка ботанская и штанишки, как работник музея», согласно описанию очевидца. Снял картину, вынул из рамы и был таков. Посетители только ахнули: «А что, так можно было?». И правда, как такое могло произойти? Где были смотрители и охрана? А главное – зачем, ведь шанс продать картину невелик?

Интернет-сообщество всю ночь стояло на ушах – каких только версий похищения картины Архипа Куинджи «Крым. Ай-Петри» ни выдвигалось. Реальность оказалась намного прозаичней, но обо всем по порядку.

И нашли не менее картинно

Картинный «покерфейс»

Полотно пропало в воскресенье вечером, а утром следующего дня МВД объявило о находке пейзажа и поимке подозреваемого. Им оказался уроженец Феодосии Денис Чуприков (читайте детали его биографии)

Чуприков был задержан в поселке Заречье Московской области. Он указал оперативникам, где спрятал картину – на территории ЖК в Одинцовском районе – там ее и изъяли полицейские. Как выяснил наш корреспондент, Чуприков трудился там инженером. Причем комплекс находится под строгой охраной.

Теперь мужчине грозит статья – 164 УК РФ «Хищение предметов, имеющих особую ценность». Провал музейщиков обернулся триумфом следователей. Увы и ах!

История так и просится в кадр. Здесь, кажется смешалось все – искусство с криминалом, трагедия с комедией, Крым с Бэнкси. Как произошло сенсационное похищение? Внезапно! И незаметно для сотрудников музея…

Место действия – главная национальная галерея страны.

Ретроспектива Архипа Куинджи проходит в Инженерном корпусе с начала октября. Ее ждали 26 лет – именно столько прошло с последней крупной выставки художника. Похищенная картина висела в центральном зале – в разделе «В просторах вечности» на втором этаже.

Время – прайм-тайм.

Грабитель выбрал особенный день – 27 января, день рождения Куинджи. И самое «топовое» время – около 18 часов. Еще и в выходной.

Ход событий – парадоксальный.

По сообщениям очевидцев, человек «с покерфейс выражением лица бодрым шагом подошел к картине и снял со стены». Потом зашел за колонну, вынул из рамы и был таков. Смотрители и охрана всполошились уже после исчезновения грабителя. Посетители даже ахнуть не успели. Только спустя пару минут опомнились, сфотографировали пустую стену, чтобы выложить в сеть.

Похищение картины Куинджи из Третьяковки попало на видео

Смотрите видео по теме

Дальше выяснилось, что пропажа была не единственной. В полицию поступило сообщение о краже шубы из гардероба галереи. Полицейские стали просматривать записи с камер, и, как сообщали источники в правоохранительных органах, увидели, как со стены снимают полотно Куинджи. Про обстоятельства похищения шубы нам рассказал сотрудник службы безопасности Третьяковки — читайте материал «Похищение картины и шубы связаны».

После происшествия музей закрыли. Третьяковку оцепили. Начались следственные действия. Галерея приостановила электронную продажу билетов. Но музей должен открыться во вторник – билеты будут продаваться в порядке живой очереди. Если раньше выставка пользовалась небывалой популярностью, что же будет теперь?..

Куинджи и Крым

Объект похищения – крымский пейзаж.

Не самый популярный, но потрясающий. Художник играет на контрастах света и тени: черно-синее неспокойное море и белое умиротворенное небо, между ними – призрачные сапфировые горы. Согласно выставочному каталогу, работа маслом «Ай-Петри. Крым» (39 на 53 см) написана в 1890-е годы. Прежде считалось, что она создана в начале ХХ столетия. Но в ходе подготовки выставки искусствоведы, проведя исследования, уточнили датировку ряда картин, в том числе, и этой.

Работа хранилась у автора вплоть до его смерти в 1910-м году. Потом оказалась в Обществе Куинджи – объединении учеников художника, которое он основал за год до кончины.

У мастера не было детей, и он решил пожертвовать весь своей солидный капитал на развитие искусства и помощь бедным живописцам. Первоначально он выделил обществу 150 тысяч рублей и подарил свое имение в Крыму. А потом завещал и все остальное – и деньги, и картины. В 1930-м Общество Куинджи объединилось с другими арт-сообществами в «Цех художников». Как раз тогда последователи мастера передали картину «Ай-Петри.Крым» Русскому музею вместе со многими другими работами.

Богатейший материал из ГРМ в советские годы частично распределили по региональным музеям, но этот пейзаж остался в Петербурге. На ретроспективе Куинджи Третьяковка собрала лучшие работы из 19 собраний. В том числе, и эту.

Куинджи неотделим от Крыма. Он родился в предместье Мариуполя, сделал имя и состояние в Петербурге, но нашел дом в Крыму. На пике славы художник вдруг, ничего не объясняя, прекратил выставляться и ушел в затворники. В 1888 году поселился под Ялтой, в поселке Кикенеиз, где за год до того купил огромный участок земли у местного ротмистра. Художник жил там как аскет – буквально в шалаше. Вот что писала в воспоминаниях Анна Менделеева, вторая жена химика (Дмитрий Иванович был дружен с Куинджи): «С Куинджи, которого мы только что оставили в Петербурге совершенно здоровым, происходит что-то странное: он болен, никого не хочет видеть, лечиться отказывается и на все уговоры друзей обратиться к доктору, говорит, что если только приведут его к нему, то он будет стрелять, что себя он знает и что делать, также знает. Пришлось отступить.

А Куинджи заказал в Финляндии крошечный, досчатый, складной домик и перевез его в крымское имение. Там он поставил этот домик на берегу моря и зажил в нем, отбросив все культурные потребности.

Он сбросил даже платье и два месяца прожил так, не прикрываясь ничем. Домик этот был такой маленький, что в нем можно было только лежать; крыша открывалась как у сундука, и через нее Архип Иванович выглядывал ночью, если слышал какой-нибудь подозрительный шум.

Он купался в море и сушился на берегу без всяких покровов и без шляпы; его черные волосы выгорели и сделались желтыми. Я не узнала его, когда увидела по возвращении в Петербург».

Иногда Архип Иванович наезжал в Петербург, но сердце отдал Крыму. Он мечтал построить там большой дом, куда могли бы приезжать художники на пленэры, но желанию было не суждено сбыться. В это время все думали, что Куинджи «кончился» как живописец, на самом же деле он работал неустанно. Многочисленные крымские пейзажи да и вся выставка в Третьяковке – тому подтверждение. Гора Ай-Петри, изображенная на похищенной картине, находилась всего в 30 км от дома художника.

Сегодня за Куинджи, как других великих, идет битва как за Крым. Он вроде их, мариупольский, а вроде и наш, вот и в Третьяковке висит, и покоится в Александро-Невской лавре. В общем тут удар пришелся по больной точке. А скандал – грандиозный, не мудрено, что люди заподозрили идейный подтекст. «Так глупо потерять Крым. Чистой воды акционизм», – пишет, например, на фейсбуке Ксения Маренникова.

«Киношные» приемчики

Стиль преступления – провокационный.

Кража, и правда, напоказ. Средь бела дня. У всех на глазах. Дерзко. Отчаянно. Резонансно. Картинно. И, похоже, была спланирована.

Интернет-сообщество тут же провело аналогию с рязановской историей про сержанта Мячникова (Никулин) и инженера Воробьева (Евстигнеев), которые в борьбе за свою правду решились на кражу картины, – нарочно не придумаешь. Главный преступник одет именно так, чтобы его приняли за работника музея. К слову, несколько месяцев назад Третьяковка презентовала новую униформу: неприметный темно-синий костюм и бледно-розовые блузки с шейным платком. Фото легко найти в сети.

История с шубой – еще одна «киношная» выходка, в духе другого киноперсонажа Евстигнеева – Ручечника. И способ отвлечь внимание сотрудников музея. Кто поднял шум вокруг шубы – еще один сообщник?

Зал был выбран самый просторный, разделенный фальш-стенами на несколько отсеков. В таком пространстве смотрителю сложнее всего уследить за посетителями. Возможно, у вора был помощник в зале – тот, что прикрывал спиной. А, может, и не один? На все эти вопросы предстоит ответить следствию.

Читайте материал «В Третьяковке творилась неразбериха: как стало возможным украсть картину Куинджи»

Цель – нажива или провокация?

Картина, как и все «гастролирующие» экспонаты, застрахована. Страховая стоимость – 12 млн. рублей (около $180 тыс.). Если ее можно легально продать, то сколько бы она стоила? Равноценна ли страховка цене?

- За всю историю торгов ни на одном аукционе мира не выставлялось ни одного безусловного шедевра Архипа Куинжи, – говорит «МК» Владимир Богданов, замдиректора портала об инвестициях в искусство «Артинвестмент». – Было несколько интересных и подлинных работ, но ни одной такой чтоб до дрожи...

Действующий аукционный рекорд Куинджи принадлежит холсту «Березовая роща» 1881 года. В апреле 2008 года на пике цен для русского искусства эта картина была продана на «Сотбисе» за $3 065 000. Но «Березовая роща» была исполинского размера – 165 х 115,5.

Пропавшая же картина «Ай-Петри. Крым» имеет куда более скромный размер – 39 х 53 – то есть меньше по площади почти в 9 раз. Конечно, это не значит, что она в девять раз дешевле. Но и многомиллионные оценки, которые сегодня звучат, кажутся явно завышенными.

Мое мнение: если бы сегодня картина такого класса с легальным происхождением была бы выставлена на аукцион, то ее рыночная стоимость, по моему мнению, могла бы составить около $500 000. Может быть, чуть выше на волне повышенного внимания к творчеству художника. Да еще с учетом того, что Куинжи последний раз выставлялся на аукционах более пяти лет назад, а картин сопоставимого класса на публичном рынке не было и вовсе уже 10 лет.

– Однако продать краденую картину легально, наверняка, невозможно. Мог ли заказать ограбление какой-нибудь собиратель-фанатик?

- В существование коллекционеров-маньяков, которые заказывают кражи, чтобы наслаждаться картиной в бункере, я не верю. Это киношный сюжет. Впрочем, «Старики-разбойники» - сюжет не менее киношный, а вон на тебе, работает.

Если заказчика заранее не было, то начинать сейчас искать покупателя на эту картину – самоубийственная тактика. Попадешься как пить дать.

А какие еще могут быть мотивы? Например, провокация, изощренный способ показать дыры в безопасности и заставить говорить о некомпетентности ответственных лиц. Косвенно в пользу этой версии говорит то, что украли картину не ту, что лучше, а ту, что поменьше и поудобнее. Вообще же времена сейчас такие, что могло быть все, что угодно. Вплоть до дерзкого арт-перфоманса. Ничему уже не удивлюсь.

Криминальная история искусства насыщена самыми невероятными сюжетами. В начале ХХ века сотрудник Лувра, итальянец Винченцо Перуджа украл Джоконду, чтобы вернуть ее из Франции на родину.

В конце 1930-х другой итальянец, художник Чезаре Тубино подделал картину Леонардо, чтобы насолить нацистам.

В начале ХХI века уборщик Владимир Уманец подставил собственную подпись на картине Марка Ротко стоимостью $100 млн., окрестив это акцией в основанном им новом стиле желтизм.

В прошлом году безработный Игорь Подпорин ударил картину «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» стойкой ограждения и пробил несколько дыр в полотне. На суде «третьяковский вандал» заявил, что сделал это в знак протеста: мол, никакого сына Грозный не убивал, Репин его оклеветал.

Кстати, после ЧП с Репиным Третьяковка озаботилась вопросом обновления системы безопасности. В декабре ГТГ заявила, что меры охраны будут усилены: в музее установят камеры нового поколения, а стойки ограждения вмонтируют в пол. Однако не успели, а надо бы поторопиться. А то как выходит? Заходи и бери бесценные шедевры.

Читайте материал «Сигнализация Третьяковки не обновлялась 14 лет»

Директор Русского музея Владимир Гусев считает, что ни один музей не застрахован от кражи, какие бы усиленными не были меры безопасности. «Это происходит даже в тех музеях, где охрана – супер. Всегда есть риск. Каждая работа под сигнализацией», – сказал он «МК».

Действительно, дерзкие ограбления случаются всюду. За день до кражи в Третьяковке неизвестные похитили дверь (!) аварийного выхода из парижского концертного зала «Батаклан», на которой Бэнкси нарисовал граффити в память о жертвах теракта 2015 года. Возможно, именно это временное совпадение событий стало причиной появления в сети коллажей, где на месте крымского пейзажа в Третьяковке красуется слегка видоизмененная «Девочка с красным шаром»: вместо шарика от девочки улетает Крым, а на силуэте полуострова написано многозначительное «Ай».

Двумя месяцами ранее в Вене прямо из аукционного дома Dorotheum украли пейзаж Ренуара «Залив, море, зеленые скалы» (эстимейт – €120-160 тыс.). Трое мужчин поднялись на второй этаж, вынули картину из рамы и улизнули. Картину похитителям продать вряд ли учатся, считают эксперты, но могут быть другие мотивы – месть аукционному дому, например. Бывает всякое. Так, в 1994 году похитители знаменитого «Крика» Мунка (настоящие ловкачи – умудрились всего 50 секунд взо­браться по приставной лестнице, разбить окно и вырезать полотно из рамы) потребовали за картину выкуп – миллион долларов. Но Национальная галерея Норвегии отказалась его выплатить, а через пару месяцев полиция вернула шедевр.

К счастью, российские следователи сработали быстрее. Теперь правоохранителям предстоит установить сообщников грабителя, выявить их истинные мотивы и детали преступления. Третьяковке – кардинально и оперативно обновить систему безопасности. И готовиться к небывалому наплыву публики. Русский зритель любит сенсации – достаточно вспомнить киллометровые очереди на Серова после визита президента. Тогда люди чуть ли не двери в музей выносили. А что теперь будет? И справятся ли с ними проспавшая вора охрана и бабушки-смотрительцы?

Читайте материал «Трегулова признала вину за кражу Куинджи»

Момент обнаружения картины Куинджи попал на видео

Смотрите видео по теме

Сюжет:

Кража картины Куинджи

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27890 от 29 января 2019

Заголовок в газете: Ай-сперли

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру