18 июня Евросоюз продлил санкции против бывшего украинского полуострова еще на год, а 21-ого то же самое, но на полгода, сделает в отношении Москвы из-за Донбасса. В то время как российские власти продолжают стоически сносить удары судьбы, нервы сдали у Казахстана и Белоруссии. Глава МИД центральноазиатской республики Ерлан Идрисов заявил, что Астане надоели политизированные санкции, от которых всем становится только хуже. А первый заместитель главы МИД Белоруссии Александр Михневич признался, что страна, которая в последние годы прославилась своим пармезаном и устрицами, тоже не наживается, а страдает из-за противостояния России с Западом.
Так как накануне президент России Владимир Путин заявил, что продуктовые ответные санкции отменять не будут, потому что Москва опасается, что ее могут «кинуть», союзники по СНГ не верят, что кто-то пойдет на попятную, поэтому призывают выполнить Минские соглашения. На то же самое напирают их коллеги из Австрии и Франции.
Себастьян Курц, глава австрийского внешнеполитического ведомства, предложил создать такой механизм, по которому после каждого выполненного пункта мирного договора будет наступать послабление в экономическом противостоянии. Видимо, главе МИД Франции Жан-Марку Эйро идея понравилась, и он заявил, что 28-29 июня Евросоюз обсудит, что делать в случае улучшения ситуации на Донбассе. «Мы не должны удовлетвориться автоматическим продлением санкций на шесть месяцев, нужна дискуссия, и чтобы президент Франции Франсуа Олланд и канцлер ФРГ Ангела Меркель сообщили, чего удалось добиться в рамках «нормандского формата» для выполнения Минских соглашений», - заявил он 20 июня. Отметим, что подобные заявления были вполне ожидаемы, если учесть, что за последний год именно украинские власти стояли за затягивание мирного урегулирования конфликта, в то время как Россия делала все от нее зависящее, чтобы склонить ДНР и ЛНР к к поиску компромисса.
Напомним, что первый пакет санкций Евросоюз ввел против России после того, как она присоединила к себе Крым. Ряд российских бизнесменов лишились возможности путешествовать в Европу, а их активы на территории этих стран были заморожены. Так же Евросоюз наложил запрет на поддержание деловых отношений с теми компаниями, которые оказались в «черном списке», и запретил инвестировать в Крым до тех пор, пока власть в нем осуществляет Россия.
В то же время так называемые «секторальные санкции», которые коснулись запрета на поставку в Россию вооружения, финансовых операций ряда российских компаний и так далее, были наложены после того, как под Донецком был сбит Боинг MH17. Тогда западные государства посчитали, что Москва оказывает всестороннюю поддержку само провозглашенным ДНР и ЛНР, а значит, на нее надо надавить, чтобы восстановить территориальную целостность Украины.
Впрочем, если верить европейским политикам, часть санкций вскоре может быть снята. Если это свершиться, то, как утверждает Путин, Москва готова снять свое продуктовое эмбарго. Вместе с тем следует отметить, что глава правительства России Дмитрий Медведев предлагает продлить ответные меры до конца 2017 года, так как, по его мнению, российские предприниматели уже адаптировались к новым условиям. Это может говорить о том, что в Кремле слышат обсуждения в Евросоюзе, но не верят, что они смогут привезти к положительному результату в обозримой перспективе.