Екатерина Кретова
Публикаций: 358
Удивительный концерт собрал полный зал «Зарядье»: любимец публики, французский музыкант Люка Дебарг выступил не только в своем обычном амплуа тонкого и лиричного пианиста, но показал свое авторское сочинение — буквально только что написанную Квартет-симфонию.
Прелестным спектаклем порадовал публику Большой театр. Комическая опера Россини «Путешествие в Реймс», довольно редкое название для нашего оперного театра, была предъявлена московским зрителям после того, как ее уже оценили в Амстердаме три года назад. Совместная постановка Большого с Нидерландской национальной и Датской Королевской операми оказалась по-настоящему веселой, смешной, остроумно придуманной и очень эффектной визуально.
Наши чиновники, давая интервью и выкладывая посты в социальных сетях, то и дело бросают провокационный повод обществу забеспокоиться о будущем. Недавно медиапространство озадачила руководительница Дирекции образовательных программ в сфере культуры и искусства. Прозвучавшая из ее уст критика существующего детского музыкального образования, якобы «утратившего смыслы» в новой социокультурной парадигме, напугала многих.
Сегодня, 3 декабря 2018 года, — День мюзикла. В десятый раз соберутся на свой профессиональный праздник те, кто причастен к этому праздничному жанру. Накануне в Екатеринбурге завершил работу пятидневный Международный форум, посвященный музыкальному театру. Обозреватель «МК», в полной мере погруженный в эти события, попытался окинуть взглядом картину русского мюзикла — от старта до сегодняшнего дня.
Актуальное искусство давно вылезло из андерграунда и на сегодняшний день превратилось в обильный мэйнстрим, который уже можно классифицировать и раскладывать по полочкам. При том, что продукты актуального искусства объединены общностью содержания, которое можно условно обозначить как «полный кердык», по форме и качеству реализации они весьма разнообразны. Есть среди них и мастерские по технологии. Как, к примеру, «Проза» в «Электротеатре Станиславский».
Настоящий скандал в Михайловском оперном театре в Санкт-Петербурге — вот уж премьера так премьера! Постановка «Иоланты» Чайковского, которую осуществил режиссер Андрий Жолдак вместе с дирижером Петером Феранцем и автором мультимедиа Глебом Фильштинским, вызвала настоящую бурю: сквозь овации и крики «браво!» были слышны единичные вопли типа «позор!» и «издевательство над русским искусством!»
В «Геликон-опере» - удивительная премьера. Вернее, сразу две: днем играют «Волшебную флейту» Моцарта в адаптированном варианте для детей, а в тот же вечер – ее же, но во взрослой версии. Случай уникальный, который вполне может стать прецедентом.
При всем многообразии современные спектакли делятся на два типа: первый рассчитан на взыскательные вкусы пресыщенного экспертного сообщества, которое готово за способность хоть чем-то его удивить платить номинациями на престижные премии. Второй адресован обычным зрителям, которым все должно быть понятно и приятно и которые готовы ради собственного удовольствия платить за билеты.
Георгий Исаакян — член влиятельной и весьма малочисленной группировки профессиональных оперных режиссеров. Один из тех, кто владеет музыкальными инструментами (по первой профессии — скрипач), умеет читать партитуры и может на одном языке говорить с дирижером и певцами.
Пожалуй, самый неординарный оперный спектакль последнего времени увидели те немногие зрители, которым удалось побывать на премьере спектакля Музыкального театра имени Н.Сац «Орфей» в постановке Георгия Исаакяна. Экзотическая для русского уха музыка Клаудио Монтеверди, необычные звучания, современная режиссура, сильное пространственное решение, элементы иммерсивности – все эти радикальные элементы образовали удивительно гармоничное художественное целое с глубоким и очень человечным смыслом.
В «Новой Опере» - премьера. Дирижер Ян Латам-Кениг, режиссер Денис Азаров, художники Алексей Трегубов и Павел Каплевич поставили «Мадам Баттерфляй» Пуччини. Спектакль получился чересчур «полифоничным». В том смысле, что каждый из участников творческой команды гнул свою линию, не слишком заботясь о достижении гармоничного целого.
100-летие гениального американского композитора и дирижера Леонарда Бернстайна отметили в Большом театре постановкой его комической оперетты «Кандид». Скромно написали: «театрализованное концертное исполнение». Однако жанр semi-stage в понимании режиссера Алексея Франдетти подразумевает вполне полноценное авторское решение. Музыкальный руководитель постановки Туган Сохиев также подошел к партитуре со своим пониманием этой музыки.
Московский театр под руководством Геннадия Чихачева — «Чихачевка», как его называют в народе, — получил наконец собственное помещение. Зал на 480 мест, сцена с поворотным кругом, оркестровая яма, театральное оборудование, огромный экран для видеопроекций, удобное зрительское фойе — словом, все то, что необходимо театру, «Чихачевка» обрела впервые за 31 год своего существования.
Фестиваль российских музыкальных театров «Видеть музыку», который открылся челябинским «Евгением Онегиным», продолжается. Новая сцена Большого театра приняла Свердловскую музкомедию со спектаклем «Декабристы». Завяленный как мюзикл, спектакль оказался современной оперой с актуальным прочтением исторической темы, очень красивой сценографией и, что самое главное, выдающейся музыкой Евгения Загота.
Авторский концерт композитора Фаустаса Латенаса, посвященный 100-летию восстановления Литовского Государства, состоялся в Большом зале Московской консерватории. Маэстро Латенас, известный прежде всего как театральный композитор, автор музыки ко всем спектаклям Римаса Туминаса, а также ко многим постановкам Эмунтаса Някрошюса и Юрия Бутусова, предстал на этом вечере как серьезный автор академических сочинений камерного и симфонического жанров.
В Большом театре оперы и балета Республики Беларусь должна была состояться премьера оперы «Саломея» Рихарда Штрауса в постановке главного режиссера театра Михаила Панджавидзе. Накануне премьеру отменили по решению Министерства культуры республики Белорусь. Вернее – перенесли на конец октября. Мотивация сногсшибательна: светская (!!!) правительственная структура сочла опасным показ спектакля накануне скорбной церковной даты – дня усекновения Святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Удивительный концерт состоялся в «Геликон-Опере» — солисты Deutsche Oper am Rhein и геликоновцы спели роскошную программу, состоящую из оперных дуэтов. Концерт стал рифмой к аналогичному представлению, которое в прошлом году прошло в Дюссельдорфе: Москва и Дюссельдорф — города-побратимы, ну а «Геликон» и Deutsche Oper am Rhein — давние партнеры и друзья. Творческая акция имела не только культурный, но и политический аспект.
Новый сезон самый оригинальный оперный театр Москвы «Геликон-опера» под руководством Дмитрия Бертмана открывает со свойственной ему эксцентричностью: артистам, сотрудникам и гостям, прибывшим в оперный дворец на Никитской, не только представят планы на 29-й сезон, но и предложат поучаствовать в удивительном конкурсе под названием «ГЕЛИ-FOOD». Что это такое и с чем это едят?
Большой театр закрыл сезон премьерой — оперой Пуччини «Богема» в постановке молодежной интернациональной команды во главе с дирижером Эваном Роджистером и режиссером Жан-Романом Весперини. Традиционная постановка заставила пожать плечами некоторых критиков: «банальность», «штампы», никакого «приращения смыслов»… А это значит, что, подобно секретарше Верочке из фильма «Служебный роман», которая, услышав комментарий «мымры» по поводу вульгарных сапог, тут же решает, что их «надо брать».
Заканчивается очередной театральный сезон. Один за другим отправились в отпуска и на гастроли «Геликон-опера», «Новая опера», «Московская оперетта», Театр мюзикла. Завершает работу МАМТ имени Станиславского и Немировича-Данченко, и только один Большой театр, как и положено капитану корабля, именуемому «музыкальный театр», не покидает мостика, готовя последнюю в этом сезоне премьеру — «Богему» Пуччини.
Последняя из 15 опер великого Николая Андреевича Римского-Корсакова спустя почти 20 лет вновь поставлена в «Геликоне». Когда-то, в конце 90 х, молодой режиссер Дмитрий Бертман поставил сатирический спектакль на злобу дня. Сегодня зрелый мастер предлагает зрителям принципиально иную концепцию, выстраивая при помощи гениальной русской партитуры ироничную космогонию сегодняшнего мира.
Продолжается яростный баттл «драматические режиссеры против оперы». В бой вступил мэтр российской драмы Кама Гинкас, замахнувшийся на Джузеппе Верди и Уильяма Шекспира, поставив в МАМТе имени Станиславского и Немировича-Данченко оперу «Макбет». Главным визуальным образом спектакля стала отрубленная голова, что как нельзя лучше отразило и концепцию спектакля, и метод ее воплощения.
Константин Богомолов дебютировал в опере, избрав для своего старта раннюю ораторию Георга Фридриха Генделя «Триумф Времени и Бесчувствия», которую он поставил на Малой сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Старт по всем параметрам вышел низким. А финиш оказался вполне соответствующим авторскому названию — триумф бесчувствия состоялся в полной мере.
28 лет опера «Свадьба Фигаренко», своеобразный сатирический ремейк оперы Моцарта, ждала своего часа. Сочинение было написано в 1990 году — ровно тогда же, когда был создан театр «Геликон-опера». Театр рос, зрел и, достигнув непризывного возраста, обратился к своей забытой ровеснице. Спектакль, поставленный силами студентов курса Дмитрия Бертмана в ГИТИСе, впервые представлен зрителям в Колонном зале «Шаховской».
На Исторической сцене Большого театра прошел премьерный блок спектакля «Бал-маскарад». Постановку осуществили итальянцы — дирижер Джакомо Сагрипанти и режиссер (он же сценограф) Давиде Ливерморе, избравшие для знаменитой оперы Верди стилистику нуар: действие перенесено в середину ХХ века, черно-белый видеоряд, атмосфера триллера. Вышло столь же стильно, сколь банально.
«Лучшие дни из жизни Обломова»— так называется новый спектакль на новой сцене «Театриума» под руководством Терезы Дуровой. В этом спектакле много музыки, песен, танцев, но это вовсе не мюзикл в традиционном понимании жанра.
В Пасхальную ночь ушла из жизни Анжелика Волчкова — ведущая актриса театра «Школа современной пьесы», заслуженная артистка России. Она была очень молода и очень талантлива. Необыкновенно красива и столь же умна. Она была добра, полна любви и света. Она носила ангельское имя и была настоящим ангелом. Воцерковленные люди говорят: умершие в Пасху попадают в рай.
100-летие оперной труппы Михайловского театра отметили потрясающим историческим концертом. Автор, музыкальный руководитель и дирижер уникальной программы Владимир Юровский вместе с оркестром, хором и 25 блистательными солистами продемонстрировали масштабную ретроспективу самых значимых оперных постановок театра за его столетнюю историю.
Премьера музыкального спектакля Александра Клевицкого «Собака на сене» в постановке Татьяны Константиновой по комедии Лопе де Вега в классическом переводе Лозинского с огромным успехом прошла в театре «Московская оперетта». Авторы позиционируют свое произведение как мюзикл, однако спектакль — настоящая оперетта в традициях неустаревающей «венщины» и советской оперетты 1960–1970‑х годов.