Ян Смирницкий
Публикаций: 1740
Корреспондент (Отдел литературы и искусства)
Садовое кольцо умерло, полный автопаралич: в парке Горького массовые гулянья. В первый раз здесь «дают» знаменитый уже на весь мир французский Праздник музыки. Суть его отлична от нашей попсовой ментальности: внутренняя свобода в игре и в восприятии.
Несмотря на небольшой пожар на крыше здания Театра наций (водой оказался залит малый зал), несколько омрачивший первый фестивальный день «Другого (или нового) французского театра» в Москве, резонанс от трех предложенных спектаклей «не для всех» впечатляющ.
Открытость, массовость и бесплатность — вот три принципа, с которыми известный во всем мире Праздник музыки из Франции шагает по нашей стране: мало того, что в Москве 23-го пройдет марафон в Парке Горького с 14 до 23 часов, так еще музыкой самых разных жанров и направлений будут охвачены 12 городов — от Рыбинска до Владивостока. Так кого же мы услышим в столице?
Еще 16 апреля Минкульт должен был выбрать главу Росгосцирка, но тогда из-за близкой смены кабинета министров процедуру отложили, перенеся конкурс на июнь. Наступил июнь. Новый министр культуры, как назло, улетел в Питер; в его отсутствие чиновничья комиссия постановила: победителя не объявлять, конкурс проводить по новой.
...В ноябре в частном Театре мюзикла Михаила Швыдкого (что расположен на «Багратионовской», в арендованном ДК им. Горбунова) состоится премьера уже второго «русского» мюзикла «Растратчики» на музыку Максима Леонидова и либретто Александра Шаврина.
Так называемый новый французский театр (в скобках — цирк) — целое явление, подобного и правда нет нигде в мире (микс клоунады, акробатики, театра кукол и театра поэзии, видеоарта), а потому поспешите с 20-го по 29-е в Театр наций п/р Евгения Миронова: Французский институт в России привозит нашумевшие недавно на родине часовые спектакли «Похвала бороде», «GO!», «Беспредметно»...
На днях, после церемонии открытия иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря в Кремле, новый министр культуры г-н Мединский обсудил с Еленой Гагариной (директор Музеев Кремля) как внесение корректив в набивший оскомину 94-фз, так и уменьшение налоговой базы для музеев.
...Редкое совпадение: 17 июня — юбилей у народных артистов Александры Захаровой и Игоря Кашинцева (80 лет), а 18-го — у Татьяны Ревзиной, супруги Марка Розовского и (по счастливой для всех случайности) директора театра «У Никитских ворот».
В пятницу в театре им. Ермоловой состоялся первый сбор труппы, на котором свою программу-минимум предъявил миру новый худрук Олег Меньшиков. Кстати, корреспондент «МК» был единственным представителем прессы на этом сборе.
Театр им. Ермоловой, три часа дня, Большой зал, партер. Не жарко зажигают софиты, прибирают черным задником прежние декорации. На смену им идут новые: перед актерской братией числом под сотню человек появляется новый худрук весь в черном — Олег Меньшиков. «МК» (из прессы) был единственным свидетелем происходящего.
Печальная новость мгновенно обежала весь мир: умер Рэй Брэдбери. Об этом сообщила его дочь Александра — без подробностей. Мы знаем только, что был ему 91 год. Хотя он всегда был из «вечно живых»: вечно живая классика.
Итак, в этом году Россия выступила на престижной профессиональной ярмарке BookExpo America с самым амбициозным стендом (и его наполнением): по словам руководителя Роспечати Михаила Сеславинского, «сюда приехали все лучшие российские писатели», американцы же признались, что такого размаха от стран – главных гостей BookExpo – не видали много-много лет. Однако надо находиться здесь, чтобы увидеть, сколь часто со сцены (на круглых столах), на party или приватно звучит слово «революция». Да, вот так и спрашивают у каждого: «Ну что, будет в России революция? И когда?». Вмиг это слово стало этаким шоколадным трендом, которым русские козыряют больше друг перед другом…
Это было сверхнеожиданно: сначала Дмитрий Быков, Захар Прилепин и Сергей Лукьяненко мило себе гуляли по «Читай-Россию-галерее» (ReadRussia Gallery, что на самом юге Манхеттена), тихо вкушая эстетику советского рисунка в детских книжках (всем приглянулись стишки про Бобку-физкультурника и «деток-разноцветок», как советский пионер вдруг встретил темнокожего, китайца и индейца). Потом Быков рассказал притчу о первом лице государства…
Детка, встань на табуретку, прочти стишок: «дедушка Мороз, борода из ваты»... стоп! Всё не так! Искусство чтецов — словами Елены Камбуровой, члена жюри Первого всероссийского конкурса «Живая классика» — занесено сегодня в Красную книгу.
Нью-Йорк, Манхэттен. 4 июня, здесь открывается BookExpo America — знаменитая профессиональная книжная ярмарка, участие в которой для России — существенный этап в продвижении нашей литературы за рубеж. Eсли на любой московской ярмарке вы увидите кучу студентов, праздношатающихся, то формат Нью-Йорка в преобладающей степени экспертный, а билеты для простых смертных нарочно весьма кусаются...
Как, вы не слышали о теноре Хосе Кура? Ну так не о нем, а его слушать надо — и такая возможность вам предоставится уже 21 июня.
Полдень. Дом кино. Никакой суеты. Никаких очередей. Все интеллигентно, тихо. Сегодня прощаются со своим. Кто смог — пришел. В основном семейные пары — представители кино- и музыкального сообщества. В Белом зале человек триста.
Стоило Андрею Баранову вытянуть свой счастливый билет – победить на самом престижном (среди скрипачей) конкурсе им. королевы Елизаветы в Бельгии, как вся Европа понесла его на руках: телевидение снимает на хронику, менеджмент едва успевает расставлять в календаре предложения о концертах (уже дошли до 2014 года), Андрей из-за гастролей вынужден даже сменить «прописку» с Лозанны на Брюссель… А в России молчок. Нет, кто-то позвонил от филармонии, поздравил, уже хорошо.
Что такое Фестиваль симфонических оркестров мира в Колонном зале? Сезон закончился, лето на носу, никто не ожидает сюрпризов, пляжное настроение, как вдруг на тебе — и Хьюстонский симфонический, и Филармонический оркестр Боготы, и Национальный оркестр Кубы, — один другого темпераментнее...
Знаменитый атриум с «Яблоком любви» размером с дом в галерее Зураба Церетели. Накрыты столы, вино и водка льются рекой, нынче здесь праздник: во-первых, все поздравляют скульптора с переизбранием его на посту президента Академии художеств.
Валентин Гафт давал в галерее Шилова два концерта. Первое, что Гафт говорит: «Я боюсь раздеваться, мне неудобно». — «Почему, вы же здесь один!» — «Как один? Глаза с ваших картин смотрят как живые! Меня против вас никто больше не восстановит».
Чичиков, Бабс Баберлей из «Тёти», эсэсовец Маггиль из «Варианта «Омега»» — калягинские образы до сих пор восторгают, как сам говорит: «я жаден до жизни; и многие не понимают, что дорога — это и есть счастье».
Как сказано на официальном сайте музыканта — теперь уже 26-летний Андрей Баранов «претендует на роль одного из ведущих скрипачей своего поколения».
В московском театре Et Сetera начались торжества по случаю 70-летия руководителя театра, популярного артиста Александра Калягина. Поздравить юбиляра пришло множество гостей, среди которых — недавно назначенный министр культуры РФ Владимир Мединский. Корреспондент «МК» задал ему несколько вопросов.
После назначения Владимира Толстого (директора музея-усадьбы «Ясная Поляна») советником президента Путина, все резонно стали гадать: останется ли он у руля мемориального заповедника или предложит от себя некую новую кандидатуру?
«Позорит страну!», «изгнан за хамство!» — в последние два дня китайские и российские СМИ, как ошпаренные, обрушились с критикой на известного виолончелиста Олега Ведерникова, вынужденного покинуть свой пост концертмейстера-солиста группы виолончелей в Пекинском симфоническом оркестре. А ведь никто ни в чем не разобрался...
«Терем-квартет» — редчайший на нашем пространстве пример коллектива, работающего в «смешанном» фольклорном жанре, но не скатившегося ни в пошлятину, ни в чопорный академизм.
Своим мнением по поводу назначения Владимира Мединского на должность министра культуры с «МК» поделились главный редактор «Литературной газеты» Юрий Поляков и автор цикла «Гражданин поэт» Дмитрий Быков.
С Андрисом Пога — одним из ярчайших дирижеров молодого поколения — мы впервые познакомились два года назад на престижном Светлановском конкурсе в Монпелье, победителем которого он стал, легко затмив всех прочих. Стоял за пультом как скала, живая скала времен Пангеи, готовая в любой момент разразиться вулканом. С тех пор в его жизни многое кардинально изменилось.