Ян Смирницкий
Публикаций: 1740
Корреспондент (Отдел литературы и искусства)
Некогда «Союзмультфильм» был гордостью отечественной анимации, сегодня же главная мульт-студия, на днях отметившая своё 81-летие, вызывает больше вопросов, чем ответов: не утихают постоянные споры о возможной приватизации, обсуждаются проблемы и перспективы жанра в целом аж на президентском уровне , постоянно идет речь о возможном «занижении планки», о превращении анимационного искусства в «общепит». Эти и другие вопросы мы обсудили с мэтром российской мультипликации Юрием Норштейном.
Всё течет- все изменяется, вот и Театр мюзикла Михаила Швыдкого меняет «намоленную» дислокацию — дает 16 июля последний спектакль в Филях, в ДК им. Горбунова, а уже 28 сентября «Принцессой цирка» начинает новую главу своей жизни в театре «Россия» на Пушкинской площади. И это не просто переезд.
В понедельник, начиная с 11 утра в Собор Сретения Владимирской иконы Божьей матери (что на Большой Лубянке) постепенно потянулся нескончаемый поток людей — самых разных возрастов и профессий, и неудивительно, что художников здесь было больше всего. В тишине и без суеты все пришли поклониться мастеру. В последний раз. А во вторник, после отпевания в Елоховском соборе, Илью Глазунова похоронят на Новодевичьем кладбище.
Спроси любого на улице: «Что для вас Глазунов?» — и в ответ, как слепок из памяти, услышите неизменное — змеей извивающуюся, невероятную очередь в Манеж на его персональную выставку. И дело не в какой-то преходящей моде: он сумел русское поднять до вселенского, не только ради необычных сюжетов люди стояли в тот момент — они жаждали новых смыслов, новых точек отсчета, осознания себя во времени и пространстве. И через его, Глазунова, любовь к России — любовь неистовую — люди вдруг обрели весь мир
Гранин и Ленинград, Гранин и Санкт-Петербург, — в какой-то момент эти два имени слились воедино, Даниил Александрович болел за свой город словом и делом, причем, не просто ограничивался какими-то комментариями, но шел в своих стремлениях по-фронтовому, до конца, добиваясь результата. А последнюю — ненаписанную — книгу хотел посвятить любви, и до финала, даже в больнице оставался в ясном сознании... О чем нам и рассказала Людмила Фомичева, навещавшая Гранина буквально в четверг прошлой недели.
«Будь Волчихой, но не просто с Чистых, Волчихой — с незапятнанных прудов», — говорил Евтушенко, даруя Галине Борисовне одно из своих последних стихотворений-манифестов. И эти слова снова прозвучали на очень откровенном вечере-встрече во Дворце на Яузе, посвященном 45-летию творческой деятельности Волчек в качестве худрука «Современника».
«Крик» Эдварда Мунка стал — в смысле популярности — «Джокондой» XX века. Мало какой картине «выпадает честь» стать смайликом в телефоне: настолько она узнаваема. «Крик» восхищал, раздражал, бил рекорды на аукционах, был неоднократно похищаем, страдал от вандалов. Сей шедевр (в четырех вариантах) продолжает не мытьем, так катаньем будоражить мир.
До этого рубежа надо было дойти: постановка сложного по сюжету и вокальным партиям «Трубадура» не была бы возможна на временной геликоновской сцене на Арбате. Только историческая сцена, только новый зал «Стравинский» с его простором и машинерией могли музыкально и сценографически подтолкнуть Дмитрия Бертмана поднять этот груз. Приятный музыкально (а в какой еще опере столько хитов?) и непредсказуемый постановочно.
В четверг мгновенно разнеслась информация, что после очередной проверки пожарных Цирка на Цветном любимое место детворы признано чуть ли не опасным для жизни, повсюду расставлены какие-то бочки с горючими жидкостями, запасные входы закрыты на замок и так далее. Ситуацию с ходом проверки и ее результатами для нас прокомментировал директор цирка Максим Никулин. Всё оказалось не так страшно.
В минувшую среду суд принял решение отправить под арест бывшего директора «Гоголь-центра» Алексея Малобродского в связи с «растратным делом» по «Седьмой студии» Кирилла Серебренникова. Пикантности заседанию добавила легкая пикировка между адвокатом Лаховой и прокурором Алисовым, поскольку сторона обвинения считает, что один из знаковых спектаклей всего проекта — «Сон в летнюю ночь» — не был поставлен вовсе. Вот прямо-таки не поставлен — и точка.
Что такое фестиваль «Мир русского театра»? Это когда за каждым актером и режиссером стоит невероятная судьба; это русские (армяне, евреи, молдаване, украинцы), волею случая оказавшиеся за рубежом: кто-то инженер на «Фиате», кто-то системный администратор на «Сименсе», кто-то просто строит дома и кладет плитку — кто как устроился. И вдруг в какой-то момент в жизни каждого появился театр — русский театр в Италии, Австрии, Германии, Штатах…
По делу о хищениях в «Гоголь-центре» и «Седьмой студии» задержан бывший директор этого театра и генпродюсер студии Алексей Малобродский. В среду суд должен будет избрать ему меру пресечения. Напомним, что Минкультом было выделено 215 млн руб. на один из проектов Кирилла Серебренникова в «Седьмой студии» — «Платформа». По версии следствия, 200 млн из данной суммы были похищены.
Он же Гога, он же Гоша, он же Алексей Владимирович Баталов, которого в четверг не стало. Возьмите любую его роль: первую минуту любуешься Баталовым молчащим, его чуть склоненной в задумчивости головой, это не просто умение держать паузу — но абсолютно натуральная красота человека, и на него такого можно смотреть бесконечно; а уж когда появляется фирменный, бархатный с хрипотцой голос — Баталов убеждает окончательно, причем кого бы он ни играл.
Уход Баталова — личная трагедия каждого, кто его знал. Сложно представить, как человек такого склада, такой интеллигентской выдержки вообще пришел в актерскую профессию. При том, что на экране были востребованы совсем иные типажи. Но столь сильна и обширна была его внутренняя природа, что на этом поприще, таком зависимом, где надо быть гибким, надо подстраиваться, он, Баталов подстраиваться не стал и не смог бы — он предложил уникальный образ русского интеллигента, цельного и одухотворенного.
Минкульт продолжает радеть за отечественное кино, и министр Владимир Мединский, комментируя ситуацию на рынке, выразил надежду, что доля российских лент в кинопрокате составит 30%.
На 78-м году неожиданно оборвалась жизнь внучки Никиты Хрущева — Юлии, случилось всё 8 июня утром (примерно в 10.35), до конца обстоятельства ее смерти не ясны, но Юлию Леонидовну сбила электричка на станции «Солнечная». Вот так ее и называли — «солнечная», называли те, кто знал ее много лет. Сильная, жизнелюбивая, всегда готовая помочь всем, кто к ней обращался.
10 июня народному художнику Илье Глазунову исполняется 87 лет. А уже 12-го — в День России — он дарит стране и городу невероятный подарок: буквально с 11 часов дня открывается для всех посетителей грандиозный Музей сословий, причем специально никуда ехать не надо — здание расположилось как бы в тылу Галереи Глазунова на Волхонке, 13.
...Совсем скоро в Эрмитаже откроется эпохальная выставка из артефактов, привезенных из Египетского музея в Турине (второго по объему коллекции после Каирского), под названием «Нефертари и Долина цариц»: в центре внимания — гробница любимой жены Рамсеса II. И одновременно — так чудно совпало — в Петербурге будет представлена уникальная научная трехмерная реконструкция этой самой гробницы, — в том виде, какой ее можно было увидеть до 1904 года, с невероятными росписями и, собственно, саркофагом.
Кто бы мог подумать, что в тосканском городишке Монтекатини-Терме в эти минуты происходит нечто важное для нашей культуры, а именно открывается Первый международный фестиваль «Мир русского театра» (организован Валерием Яковом, директором премии «Звезда Театрала»).
Как быстро время летит: Государственной картинной галерее народного художника СССР Александра Шилова (что на Знаменке) исполняется уже 20 лет. «Даже страшно подумать, как один день, как один вздох», — качает головой Александр Максович. Тут же смотришь на фотографии в фойе — как 31 мая 1997-го на открытие пришли Юрий Лужков и Юрий Никулин, Махмуд Эсамбаев и Иосиф Кобзон, Элина Быстрицкая и Сергей Михалков.
На репетиции номера «воздушный полет» в Центре циркового искусства (что в Измайлово) гимнастка Галина Землюк упала с высоты 2,5 метров из-за разрыва лонжевого пояса. «Произошла такая штука, — объясняет «МК» директор Центра циркового искусства Вилен Головко, — молодая девочка взяла не тот пояс, который предназначался для другого. Схватила, что попало под руку, зацепилась и полезла репетировать. А этот пояс не был рассчитан на такие нагрузки. В итоге крепления оторвались».
Там, где Борис Андрианов, — там всегда креатив и живая струя. Вот и сейчас (буквально с 28 мая) он затевает уже второй фестиваль камерной музыки VIVARTE в стенах Третьяковской галереи, а конкретно — во Врубелевском зале. Понятно, что концерты в течение года идут там регулярно, но Борис (будучи худруком форума) умудряется в тонком камерном формате собрать необыкновенно нетривиальную программу, и даже с московскими и мировыми премьерами.
Штокхаузена уж нет с нами (и это счастье, что в свое время успел с ним пообщаться), но споры на его счет продолжаются — кто он: гений или безумец, великий мыслитель или шарлатан от академической музыки. Споры спорами, а музыка его чудесно играется по всему миру, и дело даже не в том, что играется — Штокхаузен как идеологический паровоз отправляет к новым смыслам, и его именем, как знаменем, открываются мощные фестивали современной музыки.
Есть на культурной карте совершенно удивительное явление, существующее как будто в иной реальности — это русские театры за рубежом, иногда двуязычные, иногда моноязычные, но как бы то ни было — русские, сохраняющие свой особый стиль, вкус и статус. Так вот театральная премия зрительских симпатий «Звезда Театрала» совместно с Союзом театральных деятелей России затеяли необычный, но важный проект — Первый международный фестиваль «Мир русского театра».
Творчество Алисы Даншох весьма разнопланово: после ставших популярными «Кулинарных воспоминаний счастливого детства» и истории «Не совсем святого семейства из Серебряного переулка» в свет вышла уже пятая книга, в основу которой легли культурологические эссе о Флоренции — городе, который стал ярким эпизодом, или даже целой главой, для многих представителей отечественной культуры — от Фонвизина и Достоевского до Бродского и Андрея Тарковского. Посмотрим же на Флоренцию глазами Алисы Даншох.
Игорь Райхельсон — композитор необычной судьбы. Он не «делал карьеру», не «расставлял приоритеты», он был собой, и свое право голоса в музыке выстрадал. Начал здесь как пианист, затем в 70-х последовала эмиграция в Штаты, причем, довольно болезненная в моральном смысле, — неожиданно нашел себя в бизнесе, и мог бы навсегда завязать с «высоким», но музыка его не отпустила, подкинув новое амплуа — композиторское...
В столице и по области, начиная с 15 мая пройдет уже XIV Бахрушинский благотворительный фестиваль, — программа год от года становится богаче, ведь это разнообразные встречи с видными актёрами и режиссёрами, людьми театра, время прекрасной музыки в исполнении ведущих музыкальных коллективов России и мира, конечно, премьеры. Форум откроется акцией «Серебряные нити детства», цель которой — «привлечь внимание к необходимости полноценного досуга для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию».
Когда само время наполнено духом мракобесия, любой шизофреник может писать какие угодно поклепы на кого угодно, и это на полном серьезе становится предметом разбирательства силовых ведомств: так, в Театр на Таганке (а то у них мало проблем) поступило «требование о предоставлении информации и документов» от Таганской прокуратуры по запросу некоего Романова Князя Мономаха.
…Это так непросто – говорить с детьми на совершенно недетские темы, однако, кто сегодня скажет – какая тема детская, а какая нет? Три московских театра – Музыкальный им. Сац, РАМТ и Театр кукол им. Образцова решили объединить усилия ради уникального фестиваля «Только бы не было войны» (пройдет с 9 по 12 мая), и есть надежда, что в последующие годы число театров-участников только вырастет.
Сегодня Михаил Веллер покинул эфир на радио «Говорит Москва» после того, как Сергей Доренко предложил ему извиниться за инцидент на «Эхе»: напомним, писатель рассердился на то, что его прерывает ведущая Ольга Бычкова, швырнул микрофон и чашку, выдал в сердцах оскорбительные слова. После чего на «Эхо» дорога ему была заказана. Мы побеседовали с Михаилом Веллером.