- У переговоров в Эр-Рияде есть ряд особенностей, которые, в принципе, можно рассматривать в качестве определенных результатов, - говорит он. - Во-первых, сегодня всем ясно, что изоляция России, концепцию которой реализовывал коллективный Запад в течение нескольких лет, не состоялась. Проект провалился. Речь идет о позиции администрации Джо Байдена и его сподвижников.
Политолог напомнил, что начиная с 2020 года Белый дом направлял в Москву сигналы о том, что он настроен на смену власти в России. В 2021 году несколько американских конгрессменов инициировали специальную рекомендацию, в которой предлагали отказаться признавать итоги выборов президента России 2024 года в том случае, если в них будет участвовать действующий президент страны. Это была достаточно ясная позиция – призыв покинуть свои посты.
- Политику в отношении России Белый дом подкреплял беспрецедентными санкциями, дипломатической войной, а также психологическим давлением со стороны Международного уголовного суда, - отметил Максим Бардин. - Уместно вспомнить и высказывания Джо Байдена в отношении президента России Владимира Путина, которые, конечно, выходили за рамки дипломатической и межгосударственной этики. Противостояние на дипломатическом уровне с переходом на личности – это был подход администрации бывшего президента США. Но пришел Дональд Трамп и начал реализовывать другую концепцию, которую можно охарактеризовать до боли знакомой фразой: «Ничего личного, только бизнес».
- Какие ключевые выводы можно сделать после встречи в Эр-Рияде?
- Первый результат: между Россией и США отсутствует личностная вражда, инициированная ранее Белым домом. Стороны готовы к рациональному взаимодействию и как минимум к восстановлению дипломатических отношений и к возобновлению нормальной работы посольств.
Второе. На встрече отсутствуют представители европейских государств. Нет лидеров Франции, Италии, Великобритании или Испании. Напомним, что Франция и Германия были участниками и гарантами Минских соглашений. Соглашения реализованы не были. Соответственно, Берлин и Париж не справились с ролью гарантов. Более того, Ангела Меркель в одном из своих интервью намекала, что соглашения специально подписывались, чтобы их не выполнять.
То есть Франция и Германия показали собственную недоговороспособность. Поэтому к серьезным проектам их теперь привлекать не будут. Это своеобразная политическая «красная карточка» ушедшей Меркель и неушедшему Макрону. Серьезные вопросы, оказывается, можно обсуждать и без политиков Европы. Без Урсулы фон дер Ляйен, без Анналены Бербок, без Эммануэля Макрона и так далее. Вывод: к серьезным вопросам европейцев подпускать перестали.
Еще один важный результат переговоров России и США: они, по сути, обнулили предыдущие инициативы, которые якобы были направлены на мирное урегулирование ситуации на Украине. Где же так называемый Саммит мира в Швейцарии? Ведь говорили, что будет вторая сессия саммита. Швейцарская инициатива провалилась. А ведь на первой встрече присутствовали лидеры и представители более пятидесяти государств. Была историческая фотография на фоне швейцарских Альп. Перед самой фотовспышкой Джастин Трюдо тогда выкрикнул бандеровский лозунг.
Оказалось, что серьезные вопросы можно обсуждать и без Джастина Трюдо, и без Швейцарии. Переговоры в Саудовской Аравии направили в архив предыдущие инициативы, разрабатываемые в рамках деятельности Евросоюза.
Ну, и последний момент: вопрос о выборах на Украине звучит все более настойчиво. Он постоянно возникает в ходе дискуссий об Украине. Называется даже конкретная дата выборов – 25 октября. Этот момент достаточно важный. Приходит информация о социологических опросах в отношении возможных кандидатов. Итог этих исследований, разумеется, приблизительных, следующий: с большим отрывом лидирует Валерий Залужный. Получается, если на Украине в 2025 году состоятся выборы, то Владимир Зеленский свой пост потеряет. Соответственно, вопрос о проведении выборов можно рассматривать как уход с политической сцены действующего руководства.
Главный итог переговоров в Саудовской Аравии: они свидетельствуют о том, что иррациональная вражда России и США миновала, лидеры Европейского союза исключены из проекта, а политическая судьба Владимира Зеленского может решиться в ближайшее время.