Ян Смирницкий
Публикаций: 1740
Корреспондент (Отдел литературы и искусства)
Отрадно, что давно переставший быть «местечковым» Левитановский фестиваль в Плесе, пройдет уже в восьмой раз — причем, существенно расширив временные, географические и жанровые рамки. Кстати, финал форума также впервые состоится не в Плесе, а в филармоническом зале города Иваново. Музыкальная начинка феста, как всегда, на самом высоком уровне: тут и виолончелист Денис Шаповалов, пианисты Полина Осетинская и Алексей Гориболь; а еще — Гайк Казазян, Роман Минц, Илья Гофман etc.
На фоне скандалов вокруг русской «Википедии», совершенно, впрочем, не желая подливать масла в огонь, мы обнаружили интересную особенность. Зайдите на статьи о Рихтере, Ростроповиче, Шостаковиче, Башмете или Щедрине, и — о чудо! — английские варианты будут и длиннее и подробнее, хотя, казалось бы, это наши великие музыканты. А биографическая часть о Сергее Прокофьеве на английском вообще раза в три длиннее, чем на русском. Неужели эти имена куда актуальнее на Западе, чем в России?
Юрию Витальевичу — 83, и больно осознавать не то, что в таком возрасте человека навещают те или иные тяжелые заболевания, а что известный на весь мир русский писатель и философ, увы, нуждается в средствах, хотя сам этого открыто никогда не признает. Что за страна такая, где достойные — всегда нищие? Его молодой друг Сергей Шаргунов первым бросил в соцсетях клич.
Несмотря на то что совсем скоро открывается сезон в Театре мюзикла, где г-н Швыдкой является худруком, мы звоним Михаилу Ефимовичу по совсем другому вопросу, «эксплуатируя» его должность спецпредставителя Президента РФ по международному культурному сотрудничеству. А вопрос очень простой: что на сей момент (а это момент политической и экономической конфронтации) творится с культурными связями между Россией, Европой, Америкой?
...Бертмановская «Геликон-опера» с нетерпением подбирается ко дню своего второго рождения: спустя восемь лет эпохальной реставрации театр наконец-то переедет с Арбата в родное здание на Большой Никитской (собственно, переезд уже идет полным ходом). Пойдут премьеры, гала-концерты, различные музыкальные сюрпризы. И все, кто поздравляет «Геликон» сегодня, говорят о двух только ему присущих качествах: невероятно благожелательной атмосфере внутри и, как следствие, блистательной, сплоченной команде.
30 августа с 11 до 21 часа в парке искусств «Музеон» состоится необычный и вкусный литературный праздник «Пища для ума», организованный Литературным музеем при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Ушел из жизни Лев Дуров. Достаточно сказать — «Лев Дуров», и дальше можно ничего не добавлять. Про иных вспоминаешь — «сыграл главные роли там-то и там-то», Дуров — сам себе тетр, сам себе фильм, сам себе главная роль. Невероятно цельная, плоть от плоти артистическая натура. О нем легко говорить. Так и тянет вспомнить какую-нибудь байку: «Однажды Дуров сдавал экзамен по марксизму-ленинизму...». Хотя казалось бы, столь трагичный повод.
Музейщики бьют тревогу. После нападения 14 августа т.н. «православных активистов» (а говоря проще — вандалов) на Манеж, неожиданно всплыли две проблемы, которые озвучил в открытом письме директор Эрмитажа и президент Союза музеев России Михаил Пиотровский.
В преддверии VI Московской биеннале современного искусства мы решили рассказать о наиболее значимых проектах, и тем более здорово, что экспонаты грядущей «Интервенции» в это самое время еще только делаются художниками в их мастерских и на заводах.
Сентябрьская книжная ярмарка (ММКВЯ-2015) не зря пользуется повышенным вниманием москвичей: здесь и мастер-классы, и многочисленные встречи с писателями, и обширная программа для детей, тем более что в этом году принято решение интегрировать в основную выставку специализированную школьную ярмарку «От А до Я», а это значит, что к началу учебного года будет представлен широкий ассортимент учебной и детской литературы, что очень актуально в свете постоянно изменяющихся образовательных методик.
Многострадальная «Геликон-опера» (в этом году празднует свое 25-летие), восемь лет ожидавшая завершения глобального ремонта в «материнском» здании на Большой Никитской, наконец в предвкушении (а точнее — в процессе) эпохального переезда. И грядущий сбор труппы пройдет уже на исторической сцене. Артисты в нетерпении. Последние сдачи-приемки, наладки-починки — короче, сладкое бремя новоселья.
Самый старый цирк страны — петербургский Цирк Чинизелли (он же — Цирк на Фонтанке) скоро (15 декабря, в рамках Международного культурного форума) распахнет двери для зрителей после капремонгта, но... в новом статусе. Еще недавно Чинизелли подчинялся (по примеру цирка на Вернадского) напрямую Минкульту, однако сейчас перешел в ведение Росгосцирка, что не может не сказаться на его дальнейшей деятельности, которая, как мы надеемся, станет более внятной.
...Борис Ноткин — это образ антикиллерского интеллигентного телевидения, но образ этот, увы, не очень-то сегодня востребован. Зачем любоваться человеком (интервьюируемым), находя в нем сильные стороны, когда легче и выгоднее «вскрыть» собеседника, выведя его, на потеху толпе, «на чистую воду». Ноткин, слава богу, никого никуда не выводил, делая ставку на позитив, но при этом и не изменяя своим принципам, достаточно жестким, надо заметить.
Любой разговор с Журбиным всегда приятен, потому что он никогда не старается выглядеть лучше, чем есть. Не готовит заранее цитаты из классиков ради поддержания имиджа. На эту мишуру не отвлекаешься. Как-то Журбин обмолвился, что после опыта существования в Штатах его слова, его речь получили объем. То есть слова те же самые, но теперь он имеет бОльшее право их произносить.
...Театр им. Сац вступает в свой юбилейный сезон: ровно 50 лет назад, 21 ноября 1965 года, детище Наталии Ильиничны открылось премьерой оперы Красева «Морозко». И это самое реинкарнированное «Морозко» — впрочем, в совершенно новом прочтении — юный зритель скоро увидит. О разнообразных сюрпризах столь важного сезона нам рассказал худрук театра Георгий Исаакян.
Александра Нилина (сына известного советского литератора, драматурга, сценариста Павла Нилина) долго представлять не надо: столь велико обаяние его языка и его прозы. Иногда его неточно величают «спортивным журналистом и... писателем», но вернее, конечно, говорить о Нилине как о прозаике, мемуаристе, авторе нашумевших книг о судьбах легенд большого спорта — как то «Стрельцов. Человек без локтей», «XX век. Спорт». Вот недавно вышла его «Станция Переделкино: поверх заборов».
Идея была простая: вот из круглого павильона станции «Улица 1905 года» с девяти до десяти утра (в самый час пик) выныривает масса хмурого офисного народа, отрешенно, как в ступоре, спешащего через подземный переход на работу. А мы (отдел культуры «МК») совместно с артистами Росгосцирка решили вкатить москвичам хорошенькую дозу адреналина, ну чтоб как минимум улыбнулись, как максимум — вообще забыли, куда бегут.
С 3 по 11 сентября в Калининграде пройдет финальная часть органного конкурса им. Микаэла Таривердиева (второй и третий туры), а смотр этот можно назвать одним из самых значимых на постсоветском пространстве и не только. Орган — сложный для восприятия инструмент, ведь принято считать, что для России он не родной. Однако именно на таривердиевском конкурсе, достигшем высокой планки качества благодаря энтузиазму вдовы композитора — Веры Гориславовны, каждый год рождаются новые сильные имена.
Известный русско-американский журналист (литературный критик, прозаик etc.) Владимир Соловьев, живущий в Нью-Йорке, решил опубликовать книгу, в которой был бы отражен «групповой портрет шестидесятников на фоне России» — Шукшин, Любимов, Эфрос, Тарковский, Вознесенский, Окуджава... и, конечно же, Владимир Высоцкий, чей характер было выписать наиболее сложно. Ибо образ этот должен быть по-высоцки правдив, без налета лживого пафоса и предрассудков.
...Церетели ныне живет на два дома — бездна работы здесь, да еще запущен колоссальный монтаж памятника «Рождение Нового Света» в Пуэрто-Рико, где нужно также присутствовать лично, не упуская из внимания ни одной детали. О своих значимых проектах ближайшего времени скульптор лично поведал «МК».
...Уже можно сказать без натяжки, что «Театриум на Серпуховке» Терезы Дуровой — это своего рода театр-хит, работающий — тьфу-тьфу-тьфу — практически без осечек. А ларчик просто открывается. Просто Тереза Ганнибаловна не боится видеть реальность такой, какая она есть, и спокойно, без фобий и предрассудков говорить о ней как с детьми, так и — что, может, важнее — с родителями. А от вопросов «предков» отбоя не было на прямой линии в «МК», которая прошла во вторник.
20 июля Давиду Тухманову исполняется 75; помню, какое удовольствие получал каждый раз от юбилейных интервью с ним, частым лейтмотивом которых, увы, были слова: «Сегодня коммерция убивает все, не оставляя места для творчества». Но сейчас мы решили отойти от традиции и попросить нашего общего друга — замечательного композитора Владимира Дашкевича (кстати, 81-летнего) проанализировать жизненный путь Давида Федоровича сугубо в музыкальном контексте. И пришли, кстати, к любопытным результатам.
Пока медиапространство взрывается новостями из Каирского музея по поводу порчи/реставрации легендарной маски Тутанхамона , многие даже и не догадываются, что буквально под боком, а именно в Воронежском областном художественном музее им. Крамского хранятся такие египетские древности, которым мог бы позавидовать парижский Лувр или Британский музей в Лондоне. И коллекции этой (а она является настоящей гордостью России) уж 200 лет в обед.
...Московские сцены опустели, сезон закрыт, а в Театре мюзикла в Филях — страдная пора: полным ходом, как разогнавшийся локомотив, идет подготовка к грядущей премьере необычной оперы Эдуарда Артемьева «Преступление и наказание» в постановке Андрея Кончаловского. Самое страшное позади — Сонечки и Раскольниковы, слава богу, найдены. Теперь на очереди — сложные ансамблевые решения, переносящие нас на 150 лет назад, — о чем нам, собственно, и рассказал глава театра Михаил Швыдкой.
Изящной церемонией награждения, которая прошла в КЗЧ, завершился XV юбилейный конкурс имени Чайковского. Интрига держалась до самого последнего момента: ведь, по сути, всех финалистов-пианистов (а их шесть человек) наблюдатели так или иначе видели с золотой медалью, – одного за одни качества, другого за другие… Как водится, любимец пишущей братии яркий и необычный пианист из Франции Дебарг Люка получил лишь четвертое место и… приз Ассоциации музыкальных критиков Москвы.
...Уж сколько живу — слышу: «Ах, ужас-ужас! Азиаты поглотят весь музыкальный рынок, на всех мировых конкурсах — бессчетные китайцы, корейцы, японцы. Куда катится мир?». Живя здесь, сложно понять — каковы на самом деле культурные процессы внутри Китая; и так здорово, что в Москву на несколько дней прибыл мощный музыкальный деятель из Поднебесной г-н Джатонг Ву (Jiatong Wu), курирующий многие фестивали и гастроли. До его встречи с Гергиевым оставалось полчаса, и г-н Ву любезно пообщался с «МК».
...Столько уговаривали все эти годы Олега Константиновича посетить Россию — ну ни в какую. «Если я приеду, то жить-то мне негде будет, — говорил Попов, — вот зачем мне приезжать в Москву как гость? Я не желаю себя чувствовать гостем в родной стране». Собственно, в Москву он и не приехал, здесь у него только стыковка на мюнхенский рейс.
Странная история продолжается в центре Москвы на протяжении уже пяти лет (см. «Хронологию скандала»). Кулябин в Новосибирске только вякнул там что-то про Христа — спектакль тут же закрыли, всех разогнали, то есть на это «безобразие» властной воли хватило, причем в один миг. Кулябина сочли угрозой национальной безопасности.
Казалось бы, у нас такая богатая на музыкальные традиции страна, но есть жанры, в которых мы в силу исторических особенностей не сильны. Потрясающая певица-сопрано Урсула Лангмайер, будучи вполне себе «оперной звездой», специализируется на австро-немецкой камерной вокальной лирике (на моцартовском репертуаре, в частности), ибо в Европе есть четкое понимание, что именно камерная музыка есть основа основ.
У всех до сих пор на устах история, когда горе-реставраторы из Египетского музея в Каире уронили 10-килограммовую золотую маску Тутанхамона и приклеили отколовшуюся бороду эпоксидкой. Общественность, когда все вылезло наружу, была в полнейшем шоке; Министерство по делам древностей вызвало из Германии Кристиана Экманна, который несколько месяцев колдует над маской и специально для «МК» приоткрыл завесу над сложным процессом. Параллельно нас консультирует известный египтолог Виктор Солкин.