Ян Смирницкий
Публикаций: 1740
Корреспондент (Отдел литературы и искусства)
...Камера медленно движется по рельсам мимо рядов оркестрантов, выхватывая их «частную жизнь», — кто-то прямо во время репетиции уплетает бутерброд, кто-то слушает радиоприемник. Но в нужный момент все с легкостью вовремя «вступают», подчиняясь невероятному обаянию итальянского дирижера Симоне Фермани, специально приезжающего в Россию ради участия в одном из лучших детских спектаклей в театре им. Сац — «Репетиции оркестра» по фильму Федерико Феллини.
...Как только стало известно, что Аскольда Запашного, с котором мы виделись буквально в среду, доставили в Институт им. Склифосовского, — мы тут же связались с его братом — директором Цирка на проспекте Вернадского Эдгардом Запашным.
...В Цирке на Вернадского грядет премьера, поистине мирового масштаба, ведь в качестве хедлайнера выступит не кто-нибудь, а звезда мировой клоунады Дэвид Ларибль (или Ларибле), который — в пику разговорам о современной России — окажется этаким типичным «зарубежным туристом» с дурацкими чемоданами, знающим только про «медведей на Красной площади», матрешки и балалайку.
...Нет нужды говорить, что проведение фестивалей в относительно труднодоступных местах на расстоянии 8-часового перелета от Москвы для Башмета и его команды (включая, на минуточку, два немаленьких оркестра), — это очень имиджевая история, базирующаяся на одном-единственном факторе — «это НАДО проводить в любом случае, потому что люди этого ждут», и люди эти совершенно не виноваты в трудных кризисных временах.
16 марта в Мосгордуме состоялось первое без Сергея Капкова заседание Комиссии по культуре — под предводительством Евгения Герасимова и с участием Александра Кибовского (нового культурного начальника Москвы) как главного приглашенного «гостя». Темы затрагивались самые разные — обсуждение вместо запланированного часа продлилось более двух.
...Камера медленно движется по рельсам мимо рядов оркестрантов, выхватывая их «частную жизнь», — кто-то прямо во время репетиции уплетает бутерброд, кто-то слушает радиоприемник, кто-то играется с телефоном. Но в нужный момент все с легкостью вовремя «вступают», подчиняясь невероятному обаянию итальянского дирижера Симоне Фермани, специально приезжающего в Россию ради участия в одном из лучших детских спектаклей в театре им. Сац — «Репетиции оркестра» по фильму Федерико Феллини.
...Итак, мировой суд Новосибирска закрыл дела против режиссера Тимофея Кулябина (постановщик прогремевшего на всю страну «Тангейзера») и директора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича. Судья Екатерина Сорокина постановила «производство прекратить за отсутствием события правонарушения». Театральная общественность встретила судейское решение аплодисментами. Ведь до этого и именитые религиоведы, привлеченные в качестве экспертов, никаких «оскорблений» в «Тангейзере» не обнаружили.
Культурная Россия теперь живет в новой реальности: по сути, за любой спектакль при желании можно привлечь по статье «оскорбление чувств верующих», — но, по счастью, Новосибирский театр оперы и балета хотя бы временную победу в суде, но одержал: судья Екатерина Сорокина постановила прекратить дело в отношении директора театра Бориса Мездрича и режиссера Тимофея Кулябина за отсутствием «события правонарушения».
...В Москву на несколько дней заглянул известный европейский режиссер, арт-директор и продюсер Ханс Иоахим Фрай (Hans Joahim Frey), являющийся одним из самых авторитетных оперных идеологов в мире. Тема разговора лежит на поверхности — как выживает искусство в кризис, и сколь опасно выстраивать в культуре «железные занавесы».
...В понедельник в Большом театре под предводительством гендиректора Владимира Урина прошел круглый стол по проблемам ценовой политики в музыкальных театрах Москвы. Касательно Большого есть два главных аспекта: во-первых, пресловутые перекупщики продолжают править бал, хотя охранники БТ стали их «окольцовывать» (об этом ниже), а во-вторых цена в главный театр страны, по сути, не отвечает рынку — она занижена по причине социальной ответственности театра. И вот здесь как раз палка о двух концах.
Шокирующие кадры видео, на которых боевики группировки «Исламское государство» уничтожают древние статуи в иракском Мосуле, вызвали негодование во всем мире. О том, какой ущерб нанесен историческому и культурному наследию, «МК» рассказал известный российский египтолог и музеолог Виктор Солкин.
...Минувший фестиваль Юрия Башмета в Сочи стал первым постолимпийским, и все гадали: состоится он или нет? Но вышло так, что за эти годы форум (8-й по счету) стал системообразующим — мало того что на пару с «Кинотавром» башметовцы создают вокруг Сочи мощное медийное пространство, так и формат всего действа давно вышел за рамки типичных музыкальных чёсов-междусобойчиков.
...Уж сколько лет Олега Попова цирковая (и не только) общественность упрашивает заглянуть в Россию «на огонек». Зазывали на прошлый юбилей — не вышло, теперь все надеются, что приедет хоть сейчас, в канун 85-летия. Говорить банальности про Солнечного Клоуна (он же — Счастливый Ганс) не хочется. Это, без сомнения, самый узнаваемый за рубежом цирковой деятель Советского Союза, неоднократно — по причине творческого долголетия — попадавший в Книгу Гиннесса.
...Комиссия по культуре Мосгордумы (где председательствует Евгений Герасимов) много делает для развития библиотечного дела в Москве, о чем, собственно, мы и решили поговорить с Евгением Владимировичем (народным артистом, депутатом Мосгордумы еще с 2001 года) накануне его дня рождения. Только повод для дискуссии, увы, не самый радостный: ведь только недавно сгорела уникальная библиотека ИНИОН (не московского, понятно, но РАНовского подчинения). Выяснилось, что многие фонды не были оцифрованы...
...В минувший понедельник в театральном центре «На Страстном» прошла яркая (местами даже с неформальной лексикой) церемония вручения премии СТД «Гвоздь сезона». Собственно, главным «Гвоздем» был по праву объявлен спектакль «Кант» Театра им. Маяковского, а кроме него хрустальные статуэтки получили Мастерская Петра Фоменко за «Фантазии Фарятьева», театр Станиславского и Немировича-Данченко за «Аиду», РАМТ за «Цветы для Элджернона»... Впервые «хрустальный гвоздик» получил и детский театр.
Любопытная коллизия возникла вокруг визита в Москву именитого Корейского камерного оркестра, который в этом сезоне шумно и элегантно отмечает свое 50-летие. Нет нужды говорить, что все концерты в Большом зале консерватории проводятся традиционно в 19.00, но 27 февраля, вслед за семичасовым, неожиданно состоится и второй концерт в 22:00, причем, не какой-то там проходной, а 50-летие оркестра с легендарным Пинхасом Цукерманом в качестве как солирующей скрипки, так и дирижера в первом отделении.
...Нет нужды говорить, что июньский Конкурс им. Чайковского (кстати, 15-й по счету, начиная с 1958 года) станет главным культурным событием не только текущего сезона. А «минисенсаций» вокруг грядущего форума множество: это и суперпредставительный состав жюри, и открытое голосование, это и — впервые вводимое — предварительное живое прослушивание (т.н. «пятый тур»), о чем нам, собственно, и рассказали в понедельник «отцы конкурса» Валерий Гергиев, Денис Мацуев и Алексей Шалашов.
...В Никулинском цирке — новая программа (вплоть до сентября), да какая — пальчики оближешь: «Королевское шоу» Гии Эрадзе (это самый масштабный аттракцион Росгосцирка) объехало уж много городов, но никогда еще так обстоятельно не оседало в Москве, тем более, с «поправкой» на легендарный цирк на Цветном, — по совету Максима Никулина Гия подкорректировал целые блоки, поэтому шоу это по праву можно назвать всероссийской премьерой. А о подробностях нам расскажет сам Максим Юрьевич.
Все знают легендарный «взрослый» форум «Триумф джаза», который с успехом существует уже 15 лет, — так вот в этом году впервые, благодаря усилиям как джазового сообщества, так и Департамента культуры Москвы, «Триумф» дополняется «детским филиалом»: с 16 февраля по 1 марта пройдет как бы фестиваль в фестивале, объединяющий юных талантов как из московских школ, так и из самых отдаленных уголков России. А о подробностях нового почина нам рассказал идеолог акции — прославленный джазмен Игорь Бутман.
...Где еще вас угостят острыми макаронами с расплавленным сыром, как не в финале а-ля циркового шоу «Кухня. Откровения» из рук канадского театра «Семь пальцев», который гастролирует на площадке Театра мюзикла? Все, кто не видел, задаются вопросом: «Кухня» — это больше театр, цирк, эстрада, — что это? Что бы это ни было, спешу успокоить — во-первых, всё шоу длится не более 2 часов, а, во-вторых, настроения оно вам точно не испортит: отточенность чисто цирковых номеров необычайно подкупает.
Известный дрессировщик шоу «Империя львиц» Виталий Смолянец лишился своих ног, спасая жизни других людей. Артист остановился помочь мужчинам, у которых на 139-м километре трассы «Тверь — Москва» сломался УАЗик, и оказался под колесами дальнобойной фуры. В последний момент Смолянец все же успел вытолкнуть из-под колес одного из находящихся рядом с ним автомобилистов.
...Столь романтические выставки — редкое явление в столичной арт-жизни, и — по уверению организаторов — «отдать швартовы» мечтали уже давно; с сентября стали готовиться адресно, и вот свершилось: попав на второй этаж Галереи Церетели, зритель увидит свыше 150 картин, так или иначе изображающих символ цивилизации всех времен — корабль, но на каждом холсте трактовка его будет разная — от Корабля Веры до Корабля дураков...
В среду при полном параде (в МХТ и с Путиным) был торжественно открыт Год литературы в РФ. На первый взгляд, ничего плохого в этой новости нет; но только недавно страна пережила невероятный в своей силе Год культуры, завершившийся обещанным урезанием культурного бюджета на 10%. А до сокращения Минкульт провел ряд образцово-показательных каратель..., то есть культурных акций в виде, например, отказа в поддержке авторитетного фестиваля «Артдокфест» и национальной премии «Лавр».
Египет бурлит: на местных форумах и в соцсетях все обсуждают приклеенную эпоксидкой бороду Тутанхамона. Одни требуют жестко наказать некомпетентных музейщиков, другие... выкладывают смешные карикатуры и фотожабы из серии «как побрить фараона»: Тутанхамон неожиданно стал законодателем мод, его портрет теперь вешают в цирюльнях и салонах красоты, благо, контекст соответствует. Смех смехом, но проблему порчи главного символа Египта как-то надо решать...
В понедельник разрешится главная театральная интрига: в Москве, на Тверской улице громко и пафосно открывается Электротеатр Станиславский (в девичестве — Драмтеатр им. Станиславского). Как известно, после череды «съеденных» труппой худруков Департамент культуры решил-таки рискнуть и поставил на Тверскую, 23, «непризнанного гения» Бориса Юхананова — режиссера-философа, чьи многочасовые полотна (скажем, «Фауст») хорошо известны профессионалам, но не широкой публике.
...Увы, мы по-прежнему живем в достаточно консервативной и агрессивной среде, а потому такие формы свободного выражения как стрит-арт или паблик-арт пока идут в народе с трудом. Но вода камень точит. Креативным москвичам очень запомнилась ноябрьская уличная акция «Луч» (ироничные изображения и арт-объекты на Пресне, Большой Никитской etc.), задуманная художниками Дмитрием Алексеевым и Андреем Целуйко; хотя ряд не менее креативных граждан быстренько растащил и порушил скульптуры.
Нет нужды говорить, что золотая 10-килограммовая маска фараона Тутанхамона является главным символом Египта и одним из десяти самых значительных символов человеческой цивилизации вообще, наравне с Джокондой, «Троицей» Андрея Рублева, портретом Нефертити. Случилась невообразимая вещь: маска, пережив в целости и сохранности все войны и революции, была необратимо испорчена руками самих же музейных сотрудников. О подробностях происшествия нам поведал известный египтолог Виктор Солкин.
...Пока лично не сходишь в библиотеку, над тобою так и будет властвовать стереотип, что «туда нынче никто не ходит», «молодежь калачом не заманишь» etc. Реальность иная: например, в районную библиотеку им. Леси Украинки 31 декабря стояла немаленькая очередь из желающих взять книги на праздники, а в библиотеке им. А.Н. Толстого на Кутузовском средь бела дня сидело около десятка мужчин среднего возраста, читающих как книги, так и зарубежную прессу.
...Из всех музыкальных фестивалей в России сочинский форум Юрия Башмета за восемь лет своего существования показал невероятный потенциал к развитию. Ни одного проходного концерта из серии «сообразить на троих». Каждый — как театральная постановка — готовится целый год. И чего удивляться, если на фестиваль — уникальный случай — съезжается публика со всей России. А уж про уровень исполнителей и говорить не приходится — все первые имена...