Каникулы в Турции

Блог Марианны Французовой
Писатель

Когда мы  прилетели в Анталью, тетя Аня повезла нас смотреть панораму города, на которую уже многие годы любуется первый президент Турции Ататюрк, лицо которого выбито в скале. Ататюрк в переводе значит - отец турецкого народа. Фраза Ататюрка: Как счастлив говорящий: «я турок!», написано на стенах, памятниках, рекламных щитах и даже на горах. В Турции у него до сих пор непререкаемый авторитет. Его взгляд сопровождал нас всю поездку. Портреты Ататюрка на красных флагах вывешены везде, где только можно. Он наблюдает за тобой, куда бы ты ни шел, и где бы ни стоял.В путеводителе написано, что  в Турции  существует три ценности: Ататюрк, Аллах и Компьютер, который они называют Bilgisayar – счетчик знаний. Авторы забыли о четвертой ценности – хлеб, который турки никогда не выбрасывают. У квадратных помоек с боков есть ручки, и на них вешаются пакетики с ненужным хлебом, который пойдет на корм скоту. В кафе я не доела хлеб, и тетя Аня сказала, что  не принято оставлять  хлеб, и мы  забрали его  с собой  и накормили птиц.

Первого президента Турецкой республики Ататюрка часто сравнивают с Петром I, потому что  стремился сделать Турцию европейской страной, он все сделал, чтобы оторвать ее от Востока. Так же, как царь Петр Первый, президент Ататюрк основал новую столицу страны — Анкару. Петр  резал бородам бороды, ввел европейскую одежду, а Ататюрк известен тем, что законодательно запретил туркам носить традиционные турецкие фески и в принудительном порядке снял с турецких женщин чадру. Он ввел моду на шляпы, и в деревнях первые шляпы делали из газет. «Обычай закрывать женщинам лицо, — заявил Ататюрк, — делает нашу нацию посмешищем».

Также, как Петр Великий, Кемаль Ататюрк ввел для своих сограждан обязательные фамилии. Некоторые турки выбрали такие фамилии, как Вежливый, Умный, Красивый, Честный, а фамилия бывшего премьер-министра Тансу Чиллер переводится как «Прыщавая», потому что в Турции в старину прыщи на лице были  приметой богатства.Реформы Ататюрка позволили Турции занять в 30-е годы третье место в мире по темпам экономического развития — крайне отсталая Османская империя за короткий срок стала  самой развивающейся  страной  мира. День памяти Ататюрка, первого президента Турецкой республики — 10 ноября. В этот день утром в 9:05 вся страна замирает на минуту в молчании, прохожие останавливаются, гудят сирены, сигналят машины.

Четыре года назад мы жили в гостинице в Белеке, ели, купались и даже ни разу не вышли за пределы комплекса, ничего не узнав о стране. В этот раз, мы жили в квартире, которая находится в квартале, где живут только местные жители Антальи, ходили на рынок покупать продукты, ездили в общественном транспорте, общались с людьми, которые давно живут в Турции, и они нам много интересного рассказали об этой стране. Потом мы арендовали машину, и поехали по побережью. В дороге мы знакомились с жителями страны, которые оказались очень гостеприимными и были готовы придти всегда на помощь. Когда у нас прокололось колесо, и мы не смогли достать запасное колесо со дна машины, то остановились сразу две машины, и  целый час  нам помогали  две семьи турков, и двое маленьких детей стояли у нашей машины на жаре и не капризничали.

Везде в Турции можно увидеть  вперемежку памятники эллинистического периода, византийские и времен Османской империи. Ценностью может оказаться любой камень, подобранный на пляже и у дороги: на турецком побережье было множество античных городов и храмов. В деревнях крестьяне используют памятники в хозяйственных целях.

Бесчисленное множество кошек бегают между античными камнями, сидят ночью на остывающих машинах , кормятся в ресторанах и кафе, живут на всех пустырях и пристают к прохожим, выпрашивая кусочек хлеба. Собак  не так много, но бездомные собаки миролюбивы и симпатичны. На их ушках есть желтые бирки, которые говорят о том, что они осмотрены врачом. Надо в нашей стране тоже обязательно так сделать. Надо  учиться у других самому лучшему. Путешествия – это замечательно!