Мария Степанова, наверное, самая экстравагантная баскетболистка в мире. Высока? О да, рост 201 сантиметр очень помогает ей в игре. Симпатична — несомненно! Правильные черты Машиного лица часто взывают зависть у соперниц, и не только на площадке. Удачлива? Конечно! В коллекции наград Степановой не хватает разве что золотой олимпийской медали. Чемпионка Европы, вице-чемпионка мира, лучший игрок континента, да каких только титулов нет у Марьи-искусницы. Даже невыполнимый элемент женского баскетбола — бросок сверху — ей покорился.
Ночные комбинации
— Расскажите, как вы в детстве с таким ростом среди одноклассников выживали? В школе-то наверняка вас дразнили?..
— Пытались. Только я быстро эти вещи пресекла. Со мной в одной школе училась моя старшая сестра. Разница в пять классов для детей огромна. Так вот: стоило мне пожаловаться один раз, как ребята, которые дружили с моей сестрой, отвесили обидчику пару подзатыльников. И все подколы прекратились.
— Вы сами не испытывали комплекса из-за того, что такая высокая?
— Нет, никогда. Особенно после того, как в моей жизни появился баскетбол.
— Баскетбол сразу открыл вам объятия?
— Да нет, куда там... Сначала хотела пойти в легкую атлетику. Ну а потом перебралась в баскетбол. Больше скажу: мне не особо сначала понравилось. Но как только моими тренерами стал великолепный супружеский дуэт Тржескал, я влюбилась в площадку и оранжевый мяч. Была настолько больна баскетболом, что не могла ни о чем другом думать. На уроках в голове крутились комбинации, схемы... Да и во сне ничем другим почти не грезила.
— А до уроков руки доходили?
— С этим у меня все нормально. Только добираться мне было до зала очень далеко. Дорога отнимала пять-шесть часов... Но в голове у меня был только баскетбол: мне кажется, что я отправилась бы на край света, лишь бы можно было играть.
— Но вечно так продолжаться не могло. Проблему все равно нужно было решать.
— Все довольно просто. Я поступила в спортивный интернат. Теперь все было рядом...
— В интернате была “дедовщина”?
— В довольно легкой форме. Максимум старшие девушки отправляли молодых в магазин. Криминала никогда не было.
Дележ подарков
— Маша, откровенно: непросто баскетболисткам найти себе достойного спутника жизни? И времени нет, да и по росту трудно найти подходящего...
— У меня никогда не было комплексов по этому поводу. Всегда окружали поклонники. Сколько себя помню. Цветы постоянно дарили, да и вещи дорогие.
— А конкретнее?
— Дело было на Олимпиаде в Атланте в 1996 году. Меня стал окликать какой-то мужской голос: “Маша, Маша, подойди на секунду...” Я подумала, что это кто-то из Российской федерации баскетбола. Мало ли! Тогда система безопасности была строжайшая, и могли не пустить на площадку даже президента РФБ.
Иду к ограждению. Стоит мужчина. Протягивает мне конверт и визитную карточку. И говорит: “Маша, тебе на мороженое”. Открываю. Там тысяча долларов! Состояние шока. Я не видела-то денег никогда таких. Уперлась, не хотела брать. Он не отпускает. Мол, бери: если сама не хочешь — с девчонками в кафе сходите. Ну, взяла...
— И что — разделили?
— Да. Только мне досталось всего 50 долларов. (Смеется.) Основным игрокам дали побольше. Хотя по большому счету должны были мне хоть половину отстегнуть.
“Муж немного ниже меня”
— А вы честная прямо…
— Вот такая была наивная — сейчас, наверное, поступила бы по-другому. В принципе глупо принимать дорогостоящие подарки. Это к чему-то обязывает. Естественно, что по тому телефону с визитной карточки я не перезванивала.
— А муж тоже из числа поклонников?
— Нет, мы познакомились случайно. Дело было в Питере. В гостинице “Октябрьская”. Я справляла свой день рождения. Было это 23 февраля. Тут вот и появились ватерполисты. Оказались знакомыми моих подруг. Зашли к нам на огонек. Так я познакомилась с Денисом. А уже 8 марта он назначил мне первое свидание...
— Пришел с цветами?
— Нет, подарил мне мягкую игрушку.
— И что — сразу любовь?
— Ну уж взаимная симпатия точно...
— И какое продолжение получил роман?
— Я уехала играть в Чехию. Тоже испытание. Мы общались по телефону, писали друг другу письма.
— И сколько же это продолжалось?
— Несколько лет. Но мы понимали, что долго это не продлится. Любовь на расстоянии — дело хрупкое. Нужно было принимать решение. Денис тогда играл в Волгограде. Кто-то из нас должен был завязать с большим спортом во благо семьи. Выбор пал на мужа. Конечно, он переживал. Но по-другому было нельзя поступить.
— А какой у супруга рост?
— Немного ниже меня — 192 сантиметра.
Половые излишества
— Вы выступали в Америке. В женской НБА. Ходит много слухов, что баскетболистки за океаном — нетрадиционной сексуальной ориентации. Не приходилось с этим сталкиваться?
— Вы знаете, лесбиянки есть не только в США, но и в европейских клубах. Сейчас вообще почему-то распространена однополая любовь. И не только в спорте. Куда ни посмотри — гомосексуалисты и лесби...
— Светлана Абросимова жаловалась, что к ней конкретно приставали в женской НБА. Чуть ли не в раздевалке домогались. У вас был подобный опыт?
— Тут надо сразу поставить себя в команде. Конкретно показать, кого вы любите: мужчин или женщин. И не будет никаких проблем.
— Но ведь это не очень приятно, когда партнер по команде на тебя в душе смотрит как на сексуальный объект.
— Ну что тут поделать? Главное, чтобы руки не распускали. (Смеется.)
— Это правда, что однажды на вас завели уголовное дело?
— Это было в отпуске. Мы пошли с сестрой в ночной клуб. Охранник заведения служил в милиции и был, что называется, при исполнении. Это, впрочем, не помешало ему крепко выпить, нахамить нам, а потом оттолкнуть мою сестру. Я недолго думая полезла в драку. Что для охранника закончилось сотрясением мозга и оторванным погоном.
Вызвали наряд милиции, который увез меня в КПЗ. Там продержали всю ночь. Завели уголовное дело, провели очную ставку, грозили тюремным сроком. Я сразу сказала: “Хотите — сажайте”. Слава богу, нашлись там умные люди, которые быстро во всем разобрались, и дело закрыли.