Ян Смирницкий
Публикаций: 1740
Корреспондент (Отдел литературы и искусства)
“Это произведение направлено на возбуждение религиозной вражды”, а это “свергает строй”, а эти публично оскорбляют патриарха, Путина, Лужкова или “являются надругательством над флагом РФ”. Это всего лишь текст под безобидными на первый взгляд абстракциями знаменитого художника Авдея Тер-Оганьяна.
В минувшую субботу Дмитрий Медведев собрал в “Горках” ведущих деятелей российского театра. Причем о регламенте забыли, “круглый стол” вылез за два часа, пока Медведев мягко не осек: “Все, мне пора в Китай улетать”.
С одной стороны, всё лучезарно: сегодня Большой цирк на проспекте Вернадского открывает сезон новым грандиозным спектаклем “Юбилейный экспресс”. Но вне манежа по тому же адресу закручивается еще одно шоу с несколькими неизвестными...
Смешно сказать, но чуть не единственный композитор, настолько прославивший в России творчество Александра Дюма, — сам при этом прочел дюмовские романы в весьма зрелом возрасте, отнюдь не фанатея ими в детстве.
Наступила осень — пора бурных романов, таинственных сумерек, томных отзвучий. И музыка не стоит в стороне — кого-то окрыляет, оплодотворяет, а кого-то оплакивает.
Вчера наши кинематографисты крупно обрадовали сами себя, породив первополосную новость: новый фильм режиссера Учителя “Край” выдвинут на “Оскар” в номинации “Лучший фильм на иностранном языке”.
Театры открывают сезон спектаклями, филармонии — концертами, а Спиваков (президент Дома музыки), как всегда, сюрпризами. Казалось бы, да сыграй что-нибудь лакомое, публика будет в отпаде. Вон, как давеча, на «Жар-птице» в зале Чайковского… Но нет, маэстро и его подопечные кидаются в неведомое — озвучивают новый мультфильм Гарри Бардина, — вот его-то, «Гадкого утенка» и покажут в канун нового музыкального года.
После открытия Большого фестиваля Российского национального оркестра стало ясно, что ставки Михаила Плетнева как самого талантливого и артистически честного дирижера, несмотря на омерзительный секс-скандал в Таиланде, только выросли.
Странные они люди — цирковые (“циркачи” — ни-ни, обидятся). Вот тот же Максим Никулин… хочешь хай его, брани, бубни там что-то про “наследство”, но дело спорится, и он уж давно — плоть и кровь русского цирка, причем так страстно тяготеющего к серьезному, по сути драматическому искусству.
Битком — на каждом сеансе, битком на вчерашней пресс-конференции в “МК” — вот что отличает самый интеллигентный праздник кино “Московская премьера”, пребывающий в постоянном контакте — подчеркивается — истинно со своим зрителем.
…Со времен покойного Давида Саркисяна Муар — Московский музей архитектуры — Не пора ли президента выселить из средневековой крепости, да и вообще столицу убрать из Москвы? Почему загажены наши подъезды и всем на это наплевать? Когда окончательно задушат город дорожные развязки? Обо всем этом — в интервью “МК”.
“Беспафосную круглую дату” Вениамин Борисович отметит у друзей в Берлине; собственно, там, где окончил войну 98-летний отец, дай бог здоровья. Там мы Смехова и застаем…
Журбин — весельчак, Журбин — умница, этакий вечный наш “американский композитор” (любимая тема всех интервью: уехал — не прижился — вернулся — доволен). Вот 65 лет, тут бы вспомнить о былом, о временах хрестоматийного “Орфея и Эвридики”…
С Александром Чайковским (которому скоро 65) безумно приятно беседовать: не якает посекундно “а вот я! а вот я!”, напротив — в каждом ответе так и сыплет именами малоизвестных народу молодых композиторов, чтобы хоть кем-то, кроме людей цеха, они были услышаны — Николай Мажара, Елена Анисимова, Кузьма Бодров, Алексей Сюмак...
Олег Попов — и без “пожалуй” — сегодня самый знаменитый русский циркач из живущих, чья популярность легко сравнима со славою поп-звезд. Узнавание без грима, долгие овации на манеже, неоднократные упоминания в Книге Гиннесса — короче, все атрибуты звездной биографии; казалось бы, живи да радуйся.
…Давид Тухманов фантастически не похож на своих “возрастных” коллег по цеху искусства: не выбивает зданий, не вытрясает постов, наград (помню гениальную обиду одного поэта-юбиляра: вот, подавали документы на “заслуги перед Отечеством” второй степени, а дали лишь третью!); все словно с цепи сорвались — подай им театр своего имени, центр своего имени, союз, музей, сортир… имени-имени-имени. Все современное искусство — на 99% пиар, души на копейку, а имя хотят застолбить в веках… Смех.
Вероятно, Рыбников прожил счастливую жизнь, раз, по его словам, всегда шел своей дорогой, себе не изменяя. Фантастический случай, когда музыкальная общественность признает за Алексеем Львовичем право считаться “классическим композитором” при всех крутых поворотах его творческой биографии...
Все-таки странные мы, россияне. Вот скандал с пианистом Плетнёвым поражает даже уже не фактами. С ума можно сойти даже не от подробностей личной жизни г-на Плетнёва, его компрометирующих связей (сутенеры, владельцы порностудий и пр.), а диву даешься реакции общества.
Он давно уж не столько фотограф (поднимай, брат, выше), сколь тонкий биограф планеты: и пока пол-Европы заклинило в аэропортах на чемоданах из-за извержения Эйяфья, ему единственному власти Исландии выдали вертолет, чтобы поснимать со всех ракурсов огнедышащее чудо природы.
С лошадного жанра начался цирк; коняшки по кругу — вот тебе и манеж. Но сегодня мастеров искусства конного даже в Европе-матушке очень немного, а у нас-то и вовсе перевелись. Ни учителей, ни учеников. Почему так? Об этом и зашла речь в разговоре с прославленным дрессировщиком лошадей Сарватом Мидхатовичем Бегбуди, которому на днях исполнилось 65 лет.
Днем ранее питерский и московский музыкальные начальники толковали о престиже страны. Гергиев на брифинге в Минкульте, опасаясь, что Большой зал консерватории не будет сдан в сроки, “перенес” полконкурса им. Чайковского в Питер. А ректор Александр Соколов, принимая у себя выездные слушания Общественной палаты, убеждал, что с реставрацией БЗК непременно уложатся.
Всё хорошее в России держится на энтузиастах. Есть человек — есть идея. Так, замечательная органистка Елена Привалова решила в честь своего инструмента и в декорациях любимой москвичами шереметевской усадьбы «Кусково» основать необычный фестиваль.
Сильна Россия своей православной певческой традицией; хоров много, один другого лучше, — уникальнейший род искусства, в котором музыкальная составляющая как бы исходит из архитектурной, белокаменной.
Какие-то две недели остаются до вынесения (12 июля) приговора Юрию Самодурову (бывш. директору Сахаровского центра) и Андрею Ерофееву (бывш. куратору новейших течений Третьяковки), обвиняемым в организации выставки “Запретное искусство–2006”, якобы оскорбившей чувства верующих.
Воскресное ЧП в подмосковном Клину, где циркачка-леопардиха чуть не отправила на тот свет 6-летнюю девочку, вновь обнажило очевидную для всех проблему: в “левых” цирках хромает техника безопасности при полном отсутствии госконтроля. “МК” провел собственное расследование.
В Москве с сумасшедшим успехом прошли два концерта Молодежного оркестра Венесуэлы имени Симона Боливара под управлением молодого, но уже всемирно известного дирижера Густаво Дудамеля.
Мастер отбывает по делам в Финляндию, в последние полчаса — интервью для “МК”.
О венесуэльце Дуди (так ласково зовут Густаво Дудамеля, которому и 30-ти нет) – вот чудо – даже в среде жестких рецензентов принято говорить лишь в превосходных степенях...
Вот тот редкий случай, когда про артиста вообще можно ничего не писать, и это будет самое умное. Мацуев не пианист, но явление. В канун дня рождения Денис дает сольники в Нижнем Новгороде, в Волгограде — там-то его и застаем.
"Нельзя говорить, что все цирковые дрессировщики — садисты и убийцы. Извините, это мой кусок хлеба, и я могу ответственно заявить, что большинство моих коллег относятся к своим животным лучше, чем к собственным детям, несмотря на то что дети — родная кровинушка. И по-другому быть не может."